Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 7.
1 Михайловский дворец
2 Корпус Бенуа
3 Флигель Росси
4 Михайловский сад
5 Михайловский замок
6 Летний сад
7 Летний дворец Петра I
8 Домик Петра I
9 Мраморный дворец
10 Строгановский дворец
Зал 33
Творчество И.Е. Репина (1844–1930) – одно из значительнейших явлений в
русском искусстве. В своих произведениях он запечатлел историю и
современность, создал целую галерею портретов замечательных людей своей
эпохи.
Илья Ефимович Репин. Александр Глазунов (1865 - 1936)
Илья Ефимович Репин. Портрет Шишкина
Илья Ефимович Репин. Портрет Ефима Репина
Его работы отличаются яркой характеристикой образов, жизненной
достоверностью и поражают удивительным живописным мастерством. Большой
талант художника проявился уже в картине «Воскрешение дочери Иаира»
(1871), созданной как выпускная программа при окончании Репиным Академии
художеств.
Илья Ефимович Репин. Воскрешение дочери Иаира
Разносторонность дарования художника уже тогда проявилась в том, что
одновременно с работой над этим холстом он трудился над совершенно
другим по сюжету и живописным задачам произведением.
Илья Ефимович Репин. Бурлаки на Волге
Это были «Бурлаки на Волге»(1870–1873).Картина стала новаторским
произведением в русском искусстве. Впервые крупным планом на холсте
предстали люди из народа, каждый со своим характером, мастерски
переданным художником.
Илья Ефимович Репин. Садко
Экспонирующееся в зале полотно «Садко» (1876) было создано во время
заграничной поездки после окончания Академии художеств в качестве
отчетного произведения, за которое живописцу было присуждено звание
академика.
Зал 34
Одним из центральных произведений в творчестве Репина, произведением,
которому он придавал большое значение, является картина «Запорожцы пишут
письмо турецкому султану» (1880—1891). Вынашивая замысел, художник
изучил исторические документы, посетил Запорожье и Кубань. Эта тема так
увлекла Репина, что не отпускала его более десяти лет. Репин с
поразительной свободой и мастерством изобразил различные характеры людей
и оттенки смеха на их лицах – от тонкой улыбки на умном лице атамана
Ивана Серко до раскатистого хохота усатого казака в красном жупане.
И.Е. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану
В этом же зале – картины Репина «Проводы новобранца» и «Николай
Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных», портреты
критика В.В.Стасова, композитора А.Г.Рубинштейна и физиолога
И.Р.Тарханова.
И.Е. Репин. Проводы новобранца
Репин Илья Ефимович.Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных
Репин Илья Ефимович. Портрет артистки С.М. Драгомировой
Илья Ефимович Репин. Портрет певицы А.Н.Молас. 1883
И.Е. Репин - Портрет критика В.В.Стасова.
Репин И.Е. Портрет физиолога И.Р.Тарханова. 1892.
Репин Илья Ефимович. Портрет композитора А.Г. Рубинштейна
Зал 35
В зале экспонируются полотна «Какой простор!», «Белорус», портреты
композитора Н.А.Римского-Корсакова, графини Н.А.Головиной,
лесопромышленника и пропагандиста русской музыки М.П.Беляева.
И.Е. Репин. Какой простор!
Репин Илья Ефимович. Белорус
И.Е. Репин портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова
И.Е. Репин портрет М.П.Беляева
И.Е. Репин. Портрет графини Н.П.Головиной
Картина «17 октября 1905 года» – отклик на манифест Николая II от 17
октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка»,
опубликованный в дни революционного подъема в стране.
Репин Илья Ефимович. Манифестация 17 октября 1905 года
Репин писал: «Картина изображает процессию освободительного движения
русского прогрессивного общества… главным образом студенты, курсистки,
профессора и рабочие с красными флагами, восторженные; с пением
революционных песен…подняли на плечи амнистированного и многотысячной
толпой движутся по площади большого города в экстазе общего ликования».
Зал 36 и ещё
Коллекция произведений В.И. Сурикова – одна из самых значительных в
собрании Русского музея. Жанровая картина «Взятие снежного городка»
(1891) написанная художником на родине в Красноярске, открывает новый
период в его творчестве, связанный с созданием трех монументальных
полотен на сюжеты героической истории России. «Две стихии встречаются» –
так определит Суриков основной замысел картины-эпопеи «Покорение Сибири
Ермаком» (1895), созданием которой он словно утвердил свою связь с
Сибирью, с казачеством. Картина «Переход Суворова через Альпы» (1899)
посвящена легендарному событию 1799 года. «Главное в картине, – говорил
Суриков, – движение. Храбрость беззаветная, – покорные слову полководца,
идут…».
В.И. Суриков. Взятие снежного городка
В.И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком
В.И. Суриков. Переход Суворова через Альпы
Зал 37
В последнем большом полотне Сурикова «Степан Разин» (1907) ощущаются
тенденции нового русского живописного реализма – бессобытийность,
поэтизация истории, чрезвычайная активность пейзажа и поиски
монументальных форм выражения.
Суриков Василий Иванович. Степан Разин
В залах, посвященных творчеству живописца, помимо исторических полотен и
подготовительных работ к ним, можно увидеть и ранние академические
композиции, и великолепные портреты позднего периода. «Портрет
неизвестной на желтом фоне», «Сибирячка» – воплощение излюбленного
Суриковым типа женской, исполненной гармонии красоты. «Автопортрет» 1915
года – последнее из созданных художником четырнадцати своих
изображений.
Суриков Василий Иванович. Степан Разин
В.И. Суриков. Портрет неизвестной на желтом фоне
В.И. Суриков. Сибирячка
В.И. Суриков. Старик-огородник 1882
Суриков Василий Иванович. Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге
Суриков Василий Иванович. Пир Валтасара
Зал 38
В.М. Васнецов сочетал в своих убеждениях свойственный «передвижникам»
демократический гуманизм с глубокой религиозностью и национальным
чувством.
Свою тему художник нашел не сразу. Картина «Балаганы в окрестностях
Парижа» (1876) дающая представление о раннем периоде творчества, близка
работам жанристов 1860–1870-х годов с их критико-обличительной
направленностью.
В.М. Васнецов. Балаганы в окрестностях Парижа
В начале 1880-х Васнецов создает первые сказочно-батальные полотна: «Бой
скифов со славянами» (1881) и «Витязь на распутье» (1882). Избрав для
своих картин национально-историческую тематику, художник объединяет
знание народного эпоса с мастерством жанриста, преобразует русский
исторический жанр, погружая мотивы Средневековой Руси в атмосферу
поэтической легенды или сказки.
Васнецов Виктор Михайлович. Бой скифов со славянами
Васнецов Виктор Михайлович. Витязь на распутье
Васнецов Виктор Михайлович. Баян
Васнецов Виктор Михайлович. У продавца книг (1876)
Васнецов Виктор Михайлович. Портрет Татьяны Васнецовой, дочери художника
В этом же зале представлен образ Богоматери с Христом-младенцем на руках
– один из эскизов для росписей Владимирского собора в Киеве, над
которыми Васнецов трудился более десяти лет.
Васнецов Виктор Михайлович. Богоматерь
Зал 54
К значительнейшим произведениям Репина принадлежит монументальное
полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901, в
день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1903), грандиозный
групповой портрет, написанный по заказу правительства в 1901–1903 годах.
К его исполнению Репин привлек двух своих учеников – Б.М.Кустодиева и
И.С.Куликова. В картине Репин блестяще решил сложную задачу
естественного и свободного размещения более шестидесяти фигур участников
заседания (изображен круглый колонный зал Мариинского дворца в
Петербурге).
В процессе подготовки картины Репин написал множество портретных этюдов
членов Государственного совета, часть из которых также размещена в зале.
|