Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 8.
1 Михайловский дворец
2 Корпус Бенуа
3 Флигель Росси
4 Михайловский сад
5 Михайловский замок
6 Летний сад
7 Летний дворец Петра I
8 Домик Петра I
9 Мраморный дворец
10 Строгановский дворец
Флигель Росси
Зал 1
Произведения XVII–начала XVIII веков
Первый зал посвящен произведениям XVII – начала XVIII веков: резьбе и
росписи по дереву, кованому железу, керамике, набойке и др. Большинство
из них еще связаны с культурой Древней Руси, ее бытом и традициями,
долго питавшими крестьянское творчество последующих времен. Вместе с тем
в некоторых предметах первой половины XVIII века уже вполне ощущаются
перемены, вызванные реформами Петра I. Они сказываются в формах вещей,
новых сюжетах и мотивах орнамента.
Уникальным произведением резьбы XVII века является деревянное подстолье –
нижняя часть стола, куда убиралась посуда. Расписные лубяные короба
служили для хранения "мягкой рухляди" – тканей, одежды, головных уборов.
Их стенки и крышки расписывали жанровыми композициями, передающими
сцены застолья, свиданий галантных дам и кавалеров в европейских
платьях, вошедших в быт с реформами Петра I.
Пряничные доски использовали для "пряников печатных". Их резные
орнаменты отпечатывали в тесте, украшая изображениями фантастических
зверей и птиц, двуглавых орлов, вазонов с цветами, сказочных хором.
Старинные пивные ковши в форме птицы-ладьи служили не только посудой, но
и украшением праздничного стола.
Изразцы, короба, ковши 18 век.
Одноцветные зеленые или полихромные изразцы с рельефными изображениями
птиц, сказочных Сиринов, единорогов, царя Александра Македонского
оживляли наружные стены зданий и интерьеры XVII – первой половины XVIII
веков.
Короб, первая четверть 18 века.
Среди произведений из кованого железа: светцы – подставки для горящей
лучины, которой освещали избу, ларцы-«теремки», сечки для рубки капусты.
В их форме угадывается образ цветка на тонком длинном стебле.
Простейшим способом украшения тканей была набивка узора с резной
деревянной доски, покрытой краской, на домотканый холст. Набивные ткани
XVII века исполнены по льняному или конопляному холсту черной краской и
местами подцвечены от руки кистью. Из набойки шили церковные облачения,
занавеси, шатры, знамена, использовали ее для переплетов книг, обивки
стен и мебели.
Зал 2
Вышивка и резьба по кости XVIII века
Во втором зале объединены произведения вышивки и резьбы по кости XVIII
века. На них сказалось влияние стилей барокко и рококо, господствовавших
в архитектуре и прикладном искусстве того времени и по-своему
воспринятых народными мастерами.
Черты этих стилей выразились в изяществе вещей, усложненности их форм,
динамичности орнаментов с характерными мотивами раковин и завитков, в
изображении дам и кавалеров в европейских костюмах, в обилии символов и
аллегорий.
Типичны для этого времени произведения холмогорских резчиков по кости.
Деревни на Курострове близ Холмогор Архангельской губернии уже в XVI
веке были известным костерезным промыслом. Гребни, коробочки, шкатулки,
бюро и секретеры, воспроизводящие в миниатюре формы мебели XVIII века,
украшены пластинами из моржовой или мамонтовой кости. Холмогорцы в
совершенстве владели искусством ажурной и рельефной резьбы, техникой
гравировки. Особое место в холмогорском искусстве занимает "Стоянка
ненцев" – настольное украшение, сохранившееся всего в нескольких
экземплярах.
Вышивка представлена занавесками и белоснежными подзорами (подзор –
нарядный край простыни) из районов Русского Севера. Все вышивки XVIII
века завершаются красивыми фестонами плетеного кружева, со временем
становившегося все более популярным видом народного искусства.
Самой драгоценной частью народного костюма были головные уборы, особенно
свадебные. Девичьи уборы типа корон или повязок и женские с непременно
закрытой тыльной частью тщательно украшали низанием речным жемчугом,
сеченым перламутром и бисером или шитьем золото-серебряными нитями.
Шитье дополняли вставками камней и цветных стекол.
Головные уборы 18 в.
Головные уборы берегли и передавали из поколения в поколение, благодаря
чему сохранились экземпляры XVIII века. Почти в каждой местности
сложились свои традиционные формы, приемы и способы украшений головных
уборов. Так, в Нижегородской губернии девушки носили красивые повязки, а
женщины – большие серповидные кокошники; в Костроме форма кокошника
похожа на стрельчатую арку. В Московской и Владимирской губерниях
кокошники расшивали золотными нитями по красному бархату.
Зал 3
Керамика, набивные ткани и кружево XVIII столетия
В третьем зале представлены керамика, набивные ткани и кружево XVIII
столетия. Наборы зеленых и коричневых изразцов демонстрируют типичное
убранство русских печей XVIII века. На смену старинным рельефным
изразцам пришли расписные, покрывавшие сплошным ковром многоярусные
печи, на которых развертывались целые повести в картинках. Роспись
исполнялась цветными эмалевыми красками по сырому белому грунту и после
обжига создавала блестящую поверхность изразцов. Аналогичная техника
"росписи по сырой эмали" применялась и в утвари, получившей название
"изразцовой керамики".
В последней трети XVIII века среди центров народного гончарства
выделился подмосковный район Гжели, обладавший залежами
высококачественной глины. Здесь во многих деревнях крестьяне делали
майолику – посуду с росписью по сырой эмали – квасники, кувшины, кружки,
фигурные сосуды, тарелки, рукомои. В начале XIX века, в ответ на
появившийся в России в большом количестве модный английский фаянс с
синей кобальтовой росписью на белом фоне, гжельцы придумали свой
уникальный материал – полуфаянс с аналогичным декором.
На рубеже XVIII и XIX веков заметным явлением народного искусства стало
кружевоплетение в городе Галиче Костромской губернии. Плели кружево из
цветного шелка изысканных оттенков. Изящные подзоры и концы полотенец
украшали зеркала и иконы в красном углу дома.
Зал 4
Произведения XVIII–первой половины XIX веков – резьба и роспись по дереву, металлические изделия
В четвертом зале представлены произведения XVIII–первой половины XIX
веков – резьба и роспись по дереву, металлические изделия. Показанные в
зале деревянные скульптуры являются фрагментами декоративного убранства
многоярусных иконостасов церквей и соборов Севера и Средней России.
Несмотря на официальные запреты деревянной скульптуры в русских церквах,
народные мастера украшали их резными раскрашенными и позолоченными
фигурами.
Пряничные доски разных форм и размеров, вальки для стирки белья и рубели
для выкатывания (глажения) холста, ковши и солоницы, грабилка для сбора
ягод, трепало для очистки льна демонстрируют многообразие приемов
резьбы (трехгранновыемчатой, ногтевидной, скобчатой, долбления) и
орнаментов (геометрических, растительных, сюжетных). В конце XVIII века в
Олонецкой губернии был выполнен подвесной шкафчик с изображениями
голубей на кустах – на боковых стенках и птицы Сирин на райском древе с
яблоками – на дверце.
Пряничные доски 18-19 века.
Медные бляхи коновалов служили в XIX веке профессиональными знаками,
укреплялись на поясах сумок с инструментами и в сюжетах отражали
реальное действие – сцены подковывания коней.
В конце XVIII века в городе Ростове Ярославской губернии сложился центр
живописной миниатюры на эмали. В сложной технике финифти ростовские
мастера украшали иконки, образки, крестики, воспроизводя библейские и
евангельские сюжеты. К числу известных мастеров ростовской финифти
первой половины XIX века принадлежал Я. И. Рыкунин, уникальная икона
которого "Воскресение Христово с праздниками" 1854 года экспонируется в
зале.
Она построена по принципу древнерусских житийных икон и включает в себя
сцены жития, деяний и страстей Христа, исполненные на отдельных
пластинах-миниатюрах.
Зал 5
Детали резного убранства крестьянских изб XIX века
Пятый зал посвящен деталям резного убранства крестьянских изб XIX века
из разных районов России. На Русском Севере одним из любимых украшений
дома был конек на крыше. Тяжелое бревно – "охлупень" из лиственницы или
ели венчало скаты кровли и на переднем фасаде дома оканчивалось фигурой
коня.
На протяжении всего XIX века во многих деревнях Нижегородской и
Владимирской губерний развивалось искусство домовой резьбы. Фронтоны,
оконные наличники, многометровые фризы заполнялись сказочными цветами и
завитками аканта, из которых выглядывали добродушные львы с
очеловеченными мордами, птицы-Сирины, русалки-берегини, драконы, змеи.
Некоторые мастера резьбу дополняли раскраской фона или деталей узоров, указывали даты выполнения декора.
Домовая резьба Поволжья стала выдающимся явлением народного искусства XIX столетия.
Зал 6
Резьба и роспись по дереву XIX–начала XX веков
В шестом зале экспонируются произведения резьбы и росписи по дереву
XIX–начала XX веков. О крестьянской мебели дает представление расписной
шкаф 1892 года из Архангельской губернии. Свадебные дуги, как важный
обрядовый предмет, служили не одному поколению жителей села, их украшали
не только живописью, но и позолотой.
В XIX веке один из крупных центров росписи находился в районе Пермогорья
на Северной Двине. Здесь расписывали деревянные ковши-скопкари, миски,
кружки, прялки, берестяные туеса, лукошки и коробейки. На реке Уфтюге
существовал промысел расписных туесов. Мезенская роспись выделяется
монохромностью цвета и преимущественно геометрическим орнаментом. Лишь
на прялках в нем присутствуют ряды бегущих коней и оленей.
Расписные короба, ковши
Локальные особенности резьбы и росписи по дереву наглядно демонстрируют
русские прялки. Этот предмет имел особое значение в народном быту:
орудие женского труда в прядении нитей было также и обрядовым участником
девичьих посиделок, и свадебным подарком отца дочери в новую семейную
жизнь.
Любая прялка состоит из трех частей: лопастки, к которой привязывалась
кудель, ножки и донца, куда пряха садилась для работы. Почти в каждой
местности прялки обладали особенностями форм и декора, помещавшегося
главным образом на лопастках и ножках. Только в деревнях близ Городца
Нижегородской губернии украшали не лопасть и ножку, а донце прялки. По
окончании работы, пряха вставала с донца и вешала его на стену избы как
картину. В первой половине XIX века донца украшали виртуозно выполненной
скобчатой резьбой с инкрустацией мореным дубом. С 1870-х годов резьбу
сменила роспись. Сюжеты Городецкой резьбы, а затем и росписи
представляли собой композиции гуляний дам и кавалеров, застолий,
свадебных выездов, охоты.
В собрании Русского музея хранятся и произведения всемирно известной
хохломской росписи. Огромные чаши, миски, кувшины, кадки, ложки,
выточенные из дерева, натирали специальным грунтом с оловянным порошком,
писали по нему традиционные растительные орнаменты и после просушки
покрывали слоем прозрачной олифы.
Расписные предметы 20 в.
В Вологодской губернии на реке Шомоксе близ Великого Устюга сложился
центр резьбы по бересте. Весной крестьяне собирали кору молодой березы
и, распарив ее в русской печке, использовали для создания берестяного
кружева.
Тупым шилом без предварительного рисунка наносили узор, который затем
просекали острым ножом. Такой ажурной берестой одевали туеса, шкатулки,
коробочки, очешники и другие разнообразные по форме и размерам вещи.
Зал 7
Керамика, резьба по кости, узорное ткачество и набойка XIX–начала XX веков
В седьмом зале представлены керамика, резьба по кости, узорное ткачество и набойка XIX–начала XX веков.
Показанные в зале гончарные изделия отражают все основные способы и
приемы украшения народной керамики, разнообразие ее форм и размеров,
связанных с конкретным назначением предметов. Среди них огромные сосуды и
баклаги для воды, корчаги для пива, горлачи для хранения зерна, горшки,
кувшины и кринки для молока или кваса, узкогорлые кубышки для
растительного масла, подвесные рукомойники. Выразительность форм
дополняют различные способы украшения сосудов. Повсеместно было развито
изготовление поливной посуды, покрытой прозрачными или цветными
глазурями.
В последней трети XIX века среди многочисленных локальных гончарных
центров выделился город Скопин Рязанской губернии. Здесь наряду с
обычной бытовой посудой делали фигурные сосуды и сосуды-скульптуры.
Среди них дисковидные квасники и кумганы, сосуды в виде медведя,
Полкана, рыбы, льва, двуглавого орла, куры и петуха, а также хищной
птицы Скопы, по преданию давшей название городу.
В XIX веке изменился стиль и характер изделий из кости прославленных
мастеров холмогорского промысла. Упростились формы ларцов и шкатулок. Их
прямоугольные очертания отвечали строгости нового стиля – классицизма.
Узорное ткачество – самый сложный и трудоемкий способ украшения тканей.
Оно было развито во многих губерниях России. И хотя почти в каждой избе
стоял ткацкий стан, но далеко не каждая ткачиха умела ткать
сложноузорные вещи. Ткачеством украшали рубахи, юбки, передники,
полотенца, скатерти, пояса, подзоры. Среди техник тканья были особенно
распространены пестрядь, браное, ремизное и закладное ткачество.
Торжественностью и строгим сочетанием красного с белым отличаются многие
ткани Русского Севера – Архангельской, Олонецкой, Вологодской,
Костромской губерний.
В XIX–XX веках в крестьянском быту была распространена кубовая "синяя"
набойка. Доску с выложенным металлическими пластинами узором покрывали
специальным составом – вапой – и отпечатывали ею узор на льняном
домотканом холсте. Затем ткань опускали в чан с краской, где она
окрашивалась в густой синий цвет, а "зарезервированные" вапой узоры
выделялись тонким белым рисунком. Кубовая набойка широко применялась в
крестьянском быту: из нее шили рубахи и порты, передники и сарафаны,
делали покрывала, скатерти.
Последние стелили на стол только в большие народные праздники – на
свадьбу, в период весеннего сева или жатвы. Поэтому орнамент скатертей
включал обязательные круги-розетки, изображения птиц как олицетворение
солнца, света.
Зал 8
Произведения народной игрушки, вышивки и кружевоплетения XIX–начала XX веков
В восьмом зале собраны произведения народной игрушки, вышивки и кружевоплетения XIX–начала XX веков.
Игрушку делали из самых различных материалов – тряпок, соломы, шишек, но
более всего из дерева и глины. Существовали небольшие очаги этого
мастерства, известные только местной округе, и крупные кустарные
игрушечные промыслы, славившиеся по всей России. К числу первых
относятся многие центры глиняной игрушки в Рязанской, Тамбовской,
Пензенской, Курской губерниях. Для них типичны небольшие женские
фигурки, образы всадников, коней, птиц, в давние времена олицетворявших
силы природы. Многие фигурки – свистульки.
К числу крупных промыслов народной игрушки принадлежит Дымковская
слобода в Вятке, Сергиев Посад и деревня Богородское под Москвой.
Дымковская глиняная игрушка известна уже в начале XIX века как
непременный атрибут местного праздника Свистопляски или Свистуньи. Их
лепили из местной красной глины. После просушки и обжига грунтовали
мелом, разведенным на молоке, и расписывали красками, растертыми на
яйце.
Глиняная игрушка конец 19 – нач. 20 века, Дымковская слобода в Вятке.
Сергиевские игрушки отличаются высоким мастерством резьбы по дереву.
Особенно популярны были нарядные барыни и франтоватые гусары. Отходы от
больших поленьев, из которых резали крупные фигуры, использовали для
"щепного товара" – небольших фигурок нянек, кормилиц, крестьянок. Делали
многофигурные наборы – солдатиков, музыкантов, монахов, из которых
можно было составлять разные композиции.
Деревянная игрушка 19 в., г. Сергиев-Посад, Московская губ.
Другой центр деревянной игрушки находился недалеко от Сергиева посада в
деревне Богородское. Богородские игрушки – чисто деревянные, в них
использовались естественный цвет и фактура дерева. Их главными
персонажами были степенные благообразные крестьяне и крестьянки,
изображенные за обедом или занятые в хозяйстве.
Деревянные игрушки 18 – нач. 19 в, д. Богородское, Владимирская губ.
Вышивка была повсеместно распространенным видом народного искусства. В
XIX веке ее отличает множество локальных вариантов с неповторимыми
особенностями в орнаменте, технике исполнения, цветовых сочетаниях,
стилевых направлениях. В северных вышивках сохранилось много композиций,
восходящих к глубокой древности. В геометрическом орнаменте, образах
Матери Сырой Земли, Древа Жизни, всадников, коней, птиц, вышитых
красными нитями по белому полотну, до нас дошли отголоски древней
мифологии. Золотное шитье досталось народному искусству из наследия
Древней Руси и в XIX–начале XX веков развивалось в ряде местностей, в
том числе в Нижегородской губернии. Здесь в городе Городце вышивали
золотными нитями головные платки – приметную нарядную часть местного
крестьянского костюма.
XIX–начало XX веков было временем расцвета русского кружевоплетения. В
нем также сложилось немало локальных центров со своими особенностями
произведений в орнаменте, используемом материале, способах плетения.
Наиболее известными центрами этого искусства были Вологда и районы
Вологодской губернии, город Елец Орловской губернии, слобода Кукарка
Вятской губернии, Михайловский уезд Рязанской губернии, образцы кружева
которых представлены в витринах.
Зал 9
Произведения миниатюрной и декоративной живописи XIX–XX веков
В девятом зале представлены произведения миниатюрной и декоративной
живописи XIX–XX веков. Существует пять уникальных центров лаковой
живописи: Федоскино и Жостово в Московской области, Палех и Холуй в
Ивановской и Мстера во Владимирской областях. Они принадлежат к двум
разным направлениям этого искусства.
Миниатюрная живопись на папье-маше 20 в., с. Федоскино, Московская обл.
"Родиной русских лаков" называют село Федоскино. Здесь в сельце
Данилково в самом конце XVIII века купец П. И. Коробов основал фабрику
изделий из папье-маше. Его зять П. В. Лукутин и его потомки на
протяжении XIX – начала XX веков усовершенствовали производство и
создали новый промысел лаковой миниатюрной живописи. Из плотно
спрессованной бумажной массы (папье-маше) делали табакерки, шкатулочки,
коробочки, портсигары, очешники. Их покрывали лаком по черному фону, по
которому писали масляными красками миниатюрные композиции. Оригиналами
для них служили произведения живописи и графики русских и зарубежных
художников. На предметах писали пейзажи, портреты, виды городов, сценки
из народной жизни.
Миниатюрная живопись на папье-маше 20 в., с. Федоскино, Московская обл.
В начале XIX века в деревнях Осташково и Жостово открыли свои мастерские
лаковой миниатюры представители династии Вишняковых. В отличие от
Лукутина, обслуживавшего высшее общество, Вишняковы ориентировались на
широкие слои населения. В их произведениях преобладали сюжеты из
народной жизни и ставшие особенно популярными "чаепития" и тройки –
катанья в санях и на телегах.
Еще в начале XIX века в Осташкове и Жостове, наряду с коробочками из
папье-маше, расписывали подносы, украшая их теми же сюжетами и
композициями. Но знакомство с достижениями подносных промыслов Нижнего
Тагила и Петербурга, позволили жостовским мастерам выработать уникальную
систему декоративной живописи на подносах, сложившуюся к 1880-м годам.
Разнообразные формы подносов украшали цветочными композициями,
написанными масляными красками свободными мазками кисти.
Миниатюрная живопись на папье-маше 20 в., с. Федоскино, Московская обл.
Если Федоскино и Жостово представляют одно направление в лаковой
миниатюре и декоративной живописи с его истоками в станковом искусстве,
то другой путь выпал на долю старинных иконописных центров в Палехе,
Мстере и Холуе. 1917 год поставил перед ними вопрос о самом
существовании многовекового мастерства и судьбах владевших им
иконописцев. И тогда в 1924 году в Палехе, в 1931 – во Мстере и в 1934 –
в Холуе художники перешли к созданию лаковой миниатюрной живописи.
Каждый из этих центров со временем выработал свой стиль, вобравший в
себя характерные черты местной иконописи.
Миниатюрная живопись на папье-маше 20 в., Палех, Ивановская обл.
В зале можно увидеть монументальное панно И. И. Зубкова "Гончарное
производство" 1932 года. Это один из первых опытов декоративных лаковых
панно для общественного интерьера. В стиле палехской миниатюры автор
показывает все стадии гончарной работы – от замеса глины до создания
керамики и ее продажи.
И. И. Зубков "Гончарное производство" 1932 г.
Своего рода миниатюрную живопись представляют произведения ростовской
финифти XIX–XX веков. Кроме традиционных образков-иконок, ростовские
финифтяники писали в это время портретные миниатюры и особенно
популярные панорамы Ростовского кремля и монастырей.
Финифть 18 - 19 века, г. Ростов, Ярославской губ.
Финифть 18 - 19 века
На рубеже XIX и XX веков возникло новое направление в финифти –
изготовление небольших бытовых предметов и ювелирных украшений с
цветочной росписью.
Зал 10
Керамика Гжели, холмогорская резьба по кости, северная чернь и кружевоплетение XX века
В десятом зале объединены керамика Гжели, холмогорская резьба по кости, северная чернь и кружевоплетение XX века.
В 1945–1949 годах исследователь русской керамики А. Б. Салтыков и
московская художница Н. И. Бессарабова с помощью местных мастеров
возродили как народный промысел знаменитую в прошлом Гжель. Они
обратились к художественным традициям гжельского полуфаянса XIX века и
наладили производство фарфора с ручной подглазурной росписью кобальтом. С
конца XX века возрождается гжельская майолика.
Работы мастеров холмогорской резьбы по кости несут печать времени их создания – от 1940-х до 1990-х годов.
Резьба по кости 20 в., Холмогоры, Архангельская обл.
XX век был временем дальнейшего развития кружевоплетения в разных
районах России. Среди них особое место принадлежит Вологде и деревням
Захожья в Киришском районе Ленинградской области. Здесь в 1930–1940-е
годы велись активные поиски мотивов и сюжетов орнамента, выражавших дух
нового времени. Композиции с изображениями тракторов, самолетов,
парашютов и звезд создали целую эпоху в вологодском кружеве. Киришская
кружевница Е. Д. Звездина в подзоре "Конница" впервые выполнила в
кружеве современную многофигурную сюжетную композицию, изобразив
пограничников в дозоре.
"Конница"
Наряду с камерными бытовыми вещами вологодские кружевницы создали в XX
веке немало масштабных произведений. К их числу принадлежит панно
"Поющее дерево" В. Н. Ельфиной. Вологодскому поэту А. Я. Яшину посвящена
уникальная скатерть "Угощаю рябиной" потомственных кружевниц, матери и
дочери В. Д. и Н. В. Веселовых.
Панно "Поющее дерево" В. Н. Ельфина
Скатерть "Угощаю рябиной" В. Д. и Н. В. Веселовы
Панно "Павлины" выполнено средствами ажурной вышивки. Это произведение
создано в уникальном центре строчевой вышивки в поселке Крестцы
Новгородской области.Здесь уже более полутора веков существует
вышивальный промысел, где предметы одежды, столового и постельного белья
украшают белой вышивкой по прореженному полотну.
Панно "Павлины"
С XVIII века известен уникальный центр чернения по серебру в городе
Великом Устюге Вологодской губернии. Искусство черни – своеобразная
гравюра на серебре. Это мастерство сохранилось со времен Древней Руси.
Представленные работы относятся главным образом к 1950–1970-м годам.
Серебряные пудреницы, коробочки, чарки, ювелирные наборы, браслеты,
броши, кольца и перстни украшены узорами северных трав и цветов, сценами
охоты, любимыми панорамами северных городов.
Зал 11
Произведения хохломской и городецкой росписи и шемогодская резьба по бересте XX века
Одиннадцатый зал посвящен произведениям хохломской и городецкой росписи и шемогодской резьбе по бересте, выполненным в XX веке.
Всемирно известная Хохлома развивается сегодня в двух объединениях в
Нижегородской области – в городе Семенове и деревнях вокруг поселка
Семино в Ковернинском районе. XX век стал для хохломской росписи
временем расцвета.
Если в 1930–1940-е годы хохломской росписью украшали более традиционные
предметы, то в последующем их ассортимент значительно обновился. Мастера
стали делать многопредметные наборы разного назначения (для пельменей,
ухи, компотов, варенья), что диктовало не только формы и размеры вещей,
но и характер орнаментов. В растительные узоры вплетаются образы
сказочных птиц, рыб, садовые и лесные ягоды. В отличие от нарядного
пышного декора изделий семеновцев, в ковернинской Хохломе больше следуют
деревенским традициям бытовой утвари (миски, братины, стаканы).
Не нашла снимков из этого зала музея, поэтому привожу примеры
хохломской и городецкой росписи, резьбы по бересте на фотографиях,
взятых в интернете.
Хохломская роспись.
Городецкая роспись в городе Городце и окрестных деревнях Нижегородской
области опирается на традиции декора прялочных донец второй половины XIX
века. Декоративная тарелка А. Е. Коновалова демонстрирует стиль
городецкой росписи 1950–1960-х годов с использованием мотивов
традиционных птиц и "городецкой розы".
Городецкая роспись.
Резьба по бересте сегодня развивается в городе Великом Устюге Вологодской области.
Автор работ ТАТЬЯНА ВЯЗОВА
Здесь сохраняют традиции орнамента со свободными вариациями закрученного спиралью завитка с розеткой внутри.
В работах современных мастеров наряду с традиционными растительными
мотивами, присутствуют сюжетные композиции жанрово-бытового содержания.
Резьба по бересте.
Зал 12
Произведения народной игрушки и вышивки XX столетия
В двенадцатом зале собраны произведения народной игрушки и вышивки XX
столетия. Представлены все основные центры деревянной и глиняной
игрушки, развивающиеся и сегодня в разных районах России. В каждом –
свои особенности в пластике и декоре, самобытные местные традиции.
В Калужской, Рязанской, Орловской, Тамбовской, Курской областях развивается архаический тип глиняной игрушки.
Игрушки мастера Дружинина из деревни Гринево Каргопольского района
Архангельской области расписаны по белому грунту нежными оттенками
красок. В орнаментах на женских юбках повторяются овалы, оранжевые
круги, кресты с лучами, стволы и ветки растений как напоминание об
извечной связи крестьянина с землей, его зависимости от солнца и даров
природы.
Мастера дымковской игрушки в городе Кирове в течение XX века расширили
круг тем и сюжетов: появились современные жанровые композиции, герои
литературных произведений и сказок. Усилилась яркость и нарядность
росписи, которую с 1960-х годов выполняют не прежними анилиновыми
красками, а современной синтетической темперой.
Все филимоновские игрушки – свистульки. По розово-желтоватому после
обжига цвету глины исполнялись поперечные полосы в сочетании желтой,
зеленой, красно-малиновой и сине-фиолетовой красок. Наряду с
традиционными барынями, всадниками, крестьянками, коровами, петухами и
курами, в филимоновской игрушке есть и только ей присущие персонажи –
доярки, парочки на диване.
Богат деревянными игрушками Нижегородский край. Здесь и городецкие
тройки и пары коней; и яркие веселые токарные "тарарушки"-коробки,
грибы-копилки, птички-свистульки, матрешки и волчки из села Полховский
Майдан Вознесенского района; и сколоченные из отдельных дощечек и
украшенные затейливыми росчерками – "велюрками" предметы детской мебели,
карусели, мельницы, пароходы, выполненные мастерами из деревни
Федосеево Семеновского района.
Уникальной работой является "Чудо-Юдо рыба-кит" богородского мастера А.
Д. Зинина, отражающая основные моменты сказки П. П. Ершова "
Конек-горбунок".
В 1960–1970-е годы главным героем богородцев стал медведь. В своих
действиях он уподоблялся людям и был занят самыми разными делами – от
посадки яблонь до полетов в космос. При этом мастера использовали
остроумные приемы движения игрушек с помощью традиционных подвесов,
веревочек, планок, стержней и других приспособлений.
Деревянные игрушки 20 в, д. Богородское, Владимирская обл
Ручная народная вышивка представлена произведениями мастеров Рязани и
села Мстера Владимирской области. Во Мстере развивались две
разновидности шитья – ювелирно-тонкая "белая гладь" и яркий размашистый
"владимирский верхошов".
Ставший сегодня повсеместно модным способ "лоскутного шитья" в народном
искусстве был известен еще в XIX веке. Им занимаются во многих сельских
районах России. |