Финифть - древнее название эмали, от греческого «фингитис» - светлый,
блестящий камень. В Древней Греции, а затем в Византии финифтью
назывались все виды эмали. В 10в искусство художественной эмали пришло в
Россию. Сейчас термином «финифть» называется одна конкретная техника -
роспись по эмали.
Искусство украшения финифтью металлических изделий пришло в Россию из
Византии еще в 10 веке одновременно с принятием христианства и достигло
своего совершенства на Руси в XVI - XVII веках. Художественная (горячая)
эмаль один из древнейших способов украшения металла. Финифти применяют
для исполнения миниатюрных портретов, украшения ювелирных изделий, икон,
гербов и других предметов роскоши. Художественная эмаль во все времена
ценилась на уровне драгоценных камней, а на сегодняшний день признана
ведущими искусствоведами как живопись XXI века.
В музее фабрики
Ростовская финифть имеет свою историю и присущие только ей
художественные особенности. Тесно связанная с различными видами
искусства и прежде всего с живописью, влияние которой сказывается и в
тематике, и в стилевых чертах, миниатюра на эмали играла значительную
роль в истории искусства и существовала как вполне оригинальный и
самостоятельный его вид.
Изящная миниатюрная живопись по эмали прекрасно сочетается с тонкой
филигранью. Филигрань (скань) - один из древнейших видов художественной
обработки металла. Название филигрань происходит от двух латинских слов -
"филюм" (нить) и "гранум" (зерно). Слово скань означает свить,
скрутить. Скрученная проволока дополняется зернью (маленькими шариками),
делающими изделие еще более красивым. Финифтевые украшения (сережки,
брошки, кулоны, браслеты, кольца) безусловно красивы и неповторимы. Их
носят с вечерними платьями или костюмами. Такие украшения делают дам
элегантнее, и привлекают внимание мужчин, и на вечере вы не останетесь
без внимания. Финифть любят за тонкость, изящество, воздушность и за
мастерство людей, создающих такую красоту.
Роспись по эмали близка по технике к росписи фарфора. На тонкую выпуклую
пластинку, до 1,5 мм наносят огнеупорные эмалевые краски с t пл. от 700
до 800 0С Пластинку обжигают несколько раз, при этом цвет красок
меняется, как и при обжиге фарфора. Эмаль наносится на лицевую сторону
пластинки в три слоя. После нанесения каждого слоя пластинка
просушивается в сушильном шкафу и обжигается в муфельной печи при t
700-800 0С, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой.
Чтобы предохранить пластинку от возможной деформации при обжиге в
процессе росписи, ее оборотная сторона покрывается эмалевым слоем,
называемым "контрэмалью". На первой стадии росписи по эмали тонкой
кистью делается "подмалевок"- наносятся основные цвета. После этого
пластинка обжигается в муфельной печи, пока краски не сплавятся и не
приобретут яркость и блеск. Извлеченная из муфеля пластинка остужается и
следует первая прописка, в ходе которой выявляются основные детали
изображения и светотени. Затем пластинка вновь просушивается, обжигается
и остужается. В процессе второй прописки выявляются второстепенные
детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения.
Производится третий обжиг. При создании несложной композиции с
использованием ограниченной красочной палитры роспись заканчивается на
втором или третьем этапе. Для написания сложной миниатюры, богатой
цветовыми оттенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов.
Этот краткий обзор процесса создания миниатюр на финифти раскрывает всю
сложность и трудоемкость изготовления художественных эмалей, что не
позволяет художникам-эмальерам создавать их в больших количествах.
Поэтому эмали всегда были и остаются элитарным видом искусства.
"За землю русскую" 1980г
"Наследие" 1998г
"Александр Невский" 1978г
"Князь Василько" 1962г
Процесс изготовления весьма трудоёмок. Огнеупорные эмалевые краски
наносятся в несколько слоёв и после нанесения каждого слоя пластина
обжигается.
В качестве основания для росписи по эмали используется тонкая медная
пластинка заданной формы и размера, выпуклая с лицевой стороны. На
лицевую сторону пластины в три слоя наносится эмалевый грунт. После
нанесения каждого слоя пластину просушивают и запекают при температуре
700-800 градусов, чтобы эмаль сплавилась и стала гладкой.
Сначала изображение делается на бумаге, после под него подкладывается
чистый лист и по контуру иглой переносят рисунок получая точечный
отпечаток. Затем этот листок накладывают на пластину покрытую эмалью и
натирают смешанной со скипидаром сажей тем самым перенося рисунок на
эмаль.
Тонкой кистью делается "подмалёвок" - наносятся основные цвета.
Пластинка обжигается в муфельной печи, при этом краски сплавлятюся и
приобретают яркость и блеск. Далее следует первая прописка: выявляются
основные детали изображения и светотени. Пластину снова обжигают. Во
вторую прописку выявляются второстепенные детали, прорабатываются
полутона и уточняются цветовые отношения. Затем снова обжиг.
Такого процесса требуют простые рисунки.
Сложные изображения с богатой цветовой гаммой требуют от 4 до 7 прописок и обжигов.
Законченный вид финифти придаётся мастером скани. Скань или филигрань
происходит от древнерусского "скать" — свивать. Ажурный или напаянный на
металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной
проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.
На сегодняшний день в технике художественной эмали в России работает
более 250 художников, но именно в Ростове Великом сложились многовековые
традиции живописи по эмали, поэтому именно Ростовская финифть считается
лучшей в России. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту,
блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается, подобно другим видам
живописи, воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады
температуры и влажности, загрязнение. Законченный вид финифти, как
ювелирному изделию, придает оправа, она изготавливается ювелиром
мастером скани. Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид
ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из
тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в
верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие
серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Готовые изделия весьма не дёшевы.
На 2009г стоимость этой короны была 236700р
Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась
при Архиерейском доме. В 1760-х гг. мастер Гавриил Елшин "писал шапки",
т. е. выполнял небольшие иконки-дробницы для украшения митры --
головного убора священника во время церковной службы. Такие дробницы с
изображениями Спасителя, святых или сцен из Евангелия поясняли
содержание священного предмета. С другой стороны, они обогащали его
декоративное звучание. Работы Елшина не выявлены в музейном собрании.
Несколько позже, в последней четверти XVIII в., создавались дробницы для
украшения митр, происходящих из Успенского собора и других храмов
Ростова. Их краски, казалось бы, вобрали в себя торжественность и
пышность интерьера русского православного храма эпохи барокко. Своей
цветовой насыщенностью и блеском они не уступают окружающим их жемчугу и
бирюзе, парче и бархату, золоту и серебру. Палитру мастеров составляла
яркая, звучная, просветленная гамма из нескольких оттенков зеленого,
желтого цветов и пурпура. Барочная праздничность красок соответствовала
традиционным народным представлениям о цветовых соотношениях и надолго
закрепилась в ростовской финифти.
На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу
церкви. Они писали сцены из Священной истории и святых. Эмалевые
миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения
священников. Широкое распространение имели отдельные финифтяные образки и
иконы.
Ростовские эмальеры справедливо называли себя иконописцами, но их
произведения -- это иконопись Нового времени. В XVIII в. она не столько
развивала традиции древнерусской иконы, сколько ориентировалась на
западноевропейскую религиозную живопись. Представления о ней наши
мастера получали от созерцания современных им росписей храмов,
копирования книжных гравюр или миниатюр столичных живописцев. Но,
приближаясь к оригиналу, ростовские финифтянщики, за редким исключением,
оставались непрофессионалами. Поэтому в ростовской финифти отчетливо
прослеживаются несколько уровней -- от высот мастерства до упрощенности
примитива.
Имена авторов абсолютного большинства произведений XVIII-XIX вв. из
собрания музея неизвестны. Одним из немногих исключений являются
миниатюры А.И. Всесвятского, священника ростовской церкви Всех Святых,
работавшего на рубеже XVIII-XIX вв. Его работы отличаются широким
использованием возможностей белой эмали -- она остается почти открытой в
фоне, бликами лежит на ликах и одеждах святых. Светлые, прозрачные
краски производят впечатление свежести, наполненности воздухом и светом.
При исполнении личного мастер использовал иконописные приемы.
Ростовские эмали первой половины XIX в. удивительно легкие и воздушные.
Большое внимание уделялось светотеневой моделировке ликов. Пунктирная
проработка объема с тончайшими тональными переходами, поглощающими
границы форм, подчеркивалась контрастными сопоставлениями цвета одежд.
Постепенно произошел отказ от ориентации на академическую живопись того
времени в пользу традиционного православного образа. Для многих миниатюр
середины и второй половины XIX в. были уже не характерны сложные
композиции. В ликах святых появились простонародные черты. Их одежды
напоминали крестьянский костюм. Расширился круг сюжетов. Так, в собрании
музея встречается около 35 типов иконографии Богородицы. В
производство, наряду с купцами и священнослужителями, пришли крестьяне и
ремесленники. В ростовскую финифть они привнесли свое мировоззрение,
свои понятия о красоте и иконе. Представленное этими мастерами
направление можно назвать народным промыслом. В 1880-х гг. в Ростове в
финифтяном производстве были заняты 166 человек. По свидетельству
современников, Ростов снабжал образками почти все монастыри России.
Работая на скупщика, мастер в день расписывал от 500 до 800 пластинок.
Напряженный трудовой ритм заставлял все более упрощать изображение.
Миниатюры, где изображение превращалось в подобие знака, имели своего
покупателя. Именно они представляли в народе ростовскую финифть. Мастера
"простого письма" не прорабатывали объем, смело рисовали кистью,
выделяя контур, использовали яркие, контрастные цветовые сочетания.
Конец XIX -- начало XX вв. -- особый, сложный период в истории
ростовской финифти. Промысел не выдерживает конкуренции с дешевым
промышленным производством икон и поддерживается государством путем
организации школ и мастерских. В 1898 г. был открыт Ремесленный класс
рисования, резьбы по дереву и иконописи по финифти, а после 1911 г. --
Учебно-показательная финифтяная школа (УПФШ), одной из целей создания
которой, помимо обучения, было снабжение кустарей дешевым сырьем. Для
деятельности УПФШ, руководимой в 1914-1917 гг. известным художником С.В.
Чехониным, характерен поиск новых форм изделий и новой тематики
росписей. Деятельность школы до революции характеризуют расписные
тарелочки С. Агафонова и И. Соколова, миниатюра "Вид Ростовского кремля"
Л. Арефьевой и произведения других учеников.
В творчестве финифтяных мастеров начала ХХ в. по-прежнему значительное
место занимает иконописная миниатюра, но иконы часто выполняются иначе,
чем прежде, в них чувствуются как влияния символико-реалистической
живописи, так и модерна. Одним из наиболее интересных мастеров был А.А.
Назаров. Он в совершенстве владел техникой пунктирной росписи, что
позволило ему создать уникальные произведения. Оригинальна по
иконографии и колориту, а также техническим качествам исполнения икона
"Покров Богоматери с коленопреклоненными кн. Ольгой и Димитрием
Ростовским".
А это здание фабрики, где и делают столь прекрасные изделия.