Воскресенье, 22.12.2024, 17:20
МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК (12+)
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Руками созданное чудо [262]
Прикладное искусство
Графика [78]
Скульптура [277]
Архитектура [174]
Храмы [125]
Замки и дворцы [59]
Ландшафт [48]
Одежда [72]
Дизайн [28]
Музеи [107]
Экранные искусства [59]
Театр, Кино
Фотоискусство [54]
Зарубежное искусство [39]
Греция, Египет, Япония
Видеоролики [4]
А время идёт ...
Установи часы правильно

Скорей бы выходной
Мини-чат
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 3343
Орфография
Система Orphus
География гостей
Главная » Файлы » Изобразительное искусство » Музеи

Имени братьев Третьяковых
21.04.2012, 16:41
Имени братьев Третьяковых

«Не явись в свое время П.М. Третьяков, не отдайся он всецело большой идее, не начни собирать воедино русское искусство, судьбы его были бы иные, быть может, и мы не знали бы ни «Боярыни Морозовой», ни «Крестного хода», ни всех тех больших и малых картин, кои сейчас украшают знаменитую Третьяковскую галерею. Тогда, в те далекие годы, это был подвиг».
 Художник Михаил Нестеров
 
     Павел, старший сын купца Михаила Захаровича Третьякова, родился 15 декабря 1832 года, Сергей – в 1834 году.
 
         
                 Павел Третьяков                                 Сергей Третьяков
 
Братья были совершенно различны по характеру: Павел – серьезный, застенчивый, молчаливый, Сергей – искрометный и озорной. Павел не любил ничего показного, шумных многолюдных собраний, безудержного веселья. Сергей обладал изящными манерами, любил семейные праздники, любил ездить в гости, любил и умел шутить. Но и общего у них было очень много: оба обожали ласкового отца и немного побаивались строгой матери, любили друг друга и младших сестер да братьев. Павел и Сергей зимой и летом - вместе. Вместе работали в лавке отца, постигая основы купеческого дела, вместе бегали на Москву – реку купаться, вместе любовались на кремлевские башни. Они любили свой город, знали в Замоскворечье каждую улочку, каждый дом, знали, у какого хозяина какие лошади, на какой церкви лучший звонарь, и в каком колодце вода вкусней…
     В 1850 году ушел из жизни горячо любимый отец. Согласно завещанию, все его торговые дела переходили в распоряжение его жены, Александры Даниловны. Руководить фирмой, ничего не меняя в делах, она должна была до тех пор, пока сыну Павлу не исполниться 26 лет, а Сергею – 25. Обращаясь к сыновьям, Михаил Захарович велел выдать сестру Елизавету замуж за старшего приказчика Владимира Коншина, на помощь которого он рассчитывал – и не ошибся. Владимир Дмитриевич стал надежным компаньоном и верным другом и Павлу, и Сергею. К свадьбе Елизаветы решили купить новый дом. Они нашли в Замоскворечье красивый и вместительный двухэтажный особняк, переживший пожар 1812 года.
 
Дом Третьяковых, купленный к свадьбе Е.М. Третьяковой 
 
Дом утопал в зелени большого фруктового сада и зарослей сирени. Места в доме хватило всей семье. Со временем семья Третьяковых разъехались в разные дома и районы. А Павел, женившись, прожил здесь до конца своих дней. Пять раз, по мере прибавления картин, он пристраивал к дому залы галереи.
 
Семья П.М. Третьякова
 
     До неузнаваемости изменился дом в начале XX века, когда здание полностью реконструировали, часть жилых помещений переделали под новые залы. А в 1904 году появился новый фасад, выполненный по проекту Виктора Васнецова. Именно этот фасад и стоящий перед ним памятник Павлу Михайловичу Третьякову – визитная карточка музея.
 

Над вратами-входами в галерею на белой ленте фасада древнеславянской вязью написано: «Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых основана П. Третьяковым в 1856 году и передана в дар гор. Москве в 1892 году совместно с завещанным городу собранием C.М. Третьякова».
 
В чем же уникальность собрания Павла Третьякова? В его удивительном художественном чутье, в точности выбора, в логике и продуманности коллекции. Никто, кроме Павла Михайловича, не был таким искренним другом молодых художников. Он прислушивался к их советам, часто бывал в их мастерских, вел финансовые дела многих друзей - художников. Письма с различными просьбами и приглашениями приходили в дом Третьяковых каждый день. А как ждали его на выставках! Как мечтали быть причастными к его коллекции! Почему?  Да потому что понимали: попасть в коллекцию - это значит навсегда остаться в русской истории живописи.
 
Экспозиция в галерее
 
А знаете, как Третьяков посещал выставки?
Как правило, он приезжал заранее и терпеливо ждал, когда распахнуться двери залов. Ходил всегда неторопливо, тщательно всматривался в каждую работу, но при этом ничего не говорил. Он не позволял себе делать публичные замечания или громко высказывать свое мнение. Иногда понравившуюся картину приобретал не сразу, и тогда на раме появлялась табличка "Собственность Третьякова"; это было высшей похвалой для художников. Иную картину он мог купить недописанной, когда видел ее еще в мастерской. Всегда все картины осматривал по нескольку раз. А бывало и так: смотрит, думает, разглядывает со всех сторон, вблизи и издалека, а потом приедет - и купит совсем другую! Кстати, он никогда не покупал картины "по дружбе". Однажды на выставке в Петербурге Третьяков обратил внимание на этюд Крамского "Полесовщик". На нем был изображен странный мужик в простреленной шапке. Нет, покупать его Павел Михайлович не собирался. Однако все никак не мог забыть пристального взгляда, каким смотрел на него этот старик с картины. Когда через некоторое время он увидел этот этюд на выставке в Москве, то уже не сомневался: купит! Но выбрать на московской выставке картину петербуржца ему было неловко. И тогда он попросил брата Сергея приобрести ее для себя.
 
А каким коллекционером был Сергей Михайлович? Обладая хорошим художественным вкусом, он создал прекрасную коллекцию, большую часть которой составляли картины французских живописцев. Скажем прямо, такого благоговейного отношения к искусству, как у Павла Михайловича, у Сергея Михайловича не было. Картины он выбирал бессистемно, часто менял на другие, покупал и продавал, однако всегда прислушивался к мнению старшего брата. Так было и в их торговых делах: с первого дня их общего владения фирмой право подписи принадлежало Павлу Михайловичу. Авторитет братьевТретьяковых был непререкаем. В 1877 году Сергей Михайлович был избран московским городским головой. Вера Николаевна, супруга Павла Третьякова, однажды записала в своем дневнике: "Человек он пресимпитичный, весь пропитан порядочностью. Честный, исполнительный и весьма недурной городской голова..."
 
Павел Третьяков при покупке картин всегда торговался с художниками. Недаром же он был купцом! Однажды никак не соглашался заплатить за портрет 1000 рублей, но готов был купить его за 800. А на упрек, что несолидно торговаться из-за 200 рублей, ответил: "Я не располагаю такими средствами, какие некоторым могут казаться... В Москве многие много богаче моего брата, а мои средства в шесть раз менее, чем у него. Ноя никому не завидую, я работаю..." Будем справедливы: Павел Третьяков имел обязательства перед всеми членами своей семьи, у него на попечении была школа для глухонемых, он жертвовал немалые суммы на нужды армии, да и рабочие его костромской льняной мануфактуры получали зарплату, которая была побольше, чем на других фабриках... Так что, сэкономив по 200 рублей на четырех картинах, можно было купить пятую...
 
Павел Михайлович сам любил ухаживать за картинами и лакировать их...
     Никогда (за редким исключением) не водил экскурсии по своей галерее. Узнав, что ее собирается посетить какая-нибудь знатная персона, сбегал из Москвы "по делам"...
     О том, какие картины его коллекции более всего нравятся публике, узнавал по тому, насколько вытоптан пол перед картиной...
     Всю жизнь носил скромные сюртуки. Любил щи.
 
К 1872 года собрание Третьякова насчитывало 182 картины.
Экспозиция в галерее 1898 г.
 
Когда они заняли все стены кабинета, гостиной, детской, встал вопрос о том, куда девать следующие. На помощь пришел зять – архитектор Александр Степанович Каминский. Именно он составил проект специального помещения. Вместе с Павлом Михайловичем они подолгу обсуждали будущую постройку, чертили планы… Особое внимание уделили стеклянной крыше. Весь 1873 год строили и тщательно отделывали галерею. В марте 1874 года наступил долгожданный момент – развеска. Третьяков никому не мог доверить такую ответственную работу: каждой картине сам искал место, проверял освещение. Он сутками пропадал в залах, а верная помощница Вера Николаевна только и успевала передавать рабочим его распоряжения… Свершилось: галерея превратилась в общедоступный музей.
 
В галерее всегда было много народа. Помимо публики, приходили студенты художественных училищ и работали в залах – копировали произведения мастеров. Вспоминая такие визиты, художник П.И. Нерадовский писал: «Прошло так много лет, а в памяти сохранилась дорога в галерею через Москворецкий мост и набережную канала… Бывало, спешишь прийти пораньше. Пройдешь из Лаврушинского переулка во двор, войдешь в садовую калитку, на ней прикреплена скромная вывеска «Картинная галерея»… Сядешь на скамейку и дожидаешься, когда в дверном замке щелкнет. А пока сидишь, видишь: напротив, из окна своего кабинета поглядывает Третьяков».
 
В июле 1892 года скоропостижно скончался Сергей Михайлович Третьяков. В своем завещании он писал о том, что по примеру старшего брата хотел бы сделать свою картинную галерею общедоступной для широкой публики. Сергей Михайлович знал о намерении Павла Михайловича передать свою коллекцию в дар родному городу. Как владелец половины дома в Лаврушинском переулке, он передал свою часть дома Москве вместе со всеми принадлежащими ему, Сергею Михайловичу, картинами. Кроме, того, он жертвовал капитал в 100 000 рублей (а его сын увеличил пожертвование до 125 000 рублей), на проценты с которого следовало пополнять галерею новыми произведениями русских художников. После серьезных раздумий Павел Михайлович пришел к решению: он не будет завещать коллекцию Москве, а подарит ее немедленно вместе с коллекцией брата. Третьяков писал: «Чтобы сделать возможным утверждение завещания, я должен буду теперь же передать в дар городу и мою часть дома, и собрание русской живописи, разумеется, с условием пожизненного пользования квартирой и заведования учреждением».
 
Документ о передаче галереи в дар городу Москве
 
15 сентября 1892 года Дума, обсудив заявление П.М. Третьякова, решила принять этот бесценный дар и благодарить Павла Михайловича. На следующий день Третьяков выехал за границу «по делам». Конечно, просто сбежал от похвал, благодарственных визитов и торжеств, которые должны были «обрушиться» на него… Правда, от визита царской четы Третьяков сбежать не посмел. В Васнецовском зале был накрыт стол, а чай гостям разливала сама императрица. Николай Александрович высочайше пожаловал Третьякову дворянское звание. А в ответ услышал слова благодарности и отказ: «Я купцом родился, купцом и умру…»
 
Московская городская галерея имени братьев Третьяковых торжественно открыла свои двери 15 августа 1893 года. В ней было 22 зала, в которых размещалось 1276 картин, почти 500 рисунков, 10 скульптур (русская коллекция) и 84 картины европейских живописцев.
 
Литература:
1. Детский журнал "Эскиз" № 11, 2010 г.
2. Информация из Интернета.




      Слово "музей" происходит от греческого слова "музеон". В Древней Греции оно означало место, посвященное музам – богиням – покровительницам поэзии, искусства и наук. Само слово "музей" появилось гораздо позже, и с тех самых пор музеями стали называть научные, научно-просветительские учреждения, а так же здания, где хранятся выдающиеся произведения творческой деятельности человека или памятники естественной истории и материальной культуры.             
      Художественные музеи занимают особое место в творческой деятельности человека. В них собраны и выставлены для обзора произведения изобразительного и декоративного искусства – это картины, скульптуры, рисунки, гравюры, художественные ткани, ковры, гобелены, керамика, мебель и многое другое.
      Всемирно известными художественными музеями у нас в стране являются Эрмитаж и Русский музей в Санкт – Петербурге, Третьяковская галерея и Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.
 
 
      В тихом Лаврушинском переулке, расположенном в Замоскворечье, стоит музей, похожий на сказочный терем.

      Основателем галереи был московский купец Павел Михайлович Третьяков (1832 – 1898) – человек широко образованный, страстный коллекционер. На протяжении многих лет он тщательно и любовно собирал картины русских художников.

      В 1856 году Павел Михайлович Третьяков основал художественную картинную галерею. Вначале Третьяков покупает картины современных русских художников – обычно ему хорошо знакомых. Он посещает их мастерские, осматривает выставки. Молча ходит по залам. Всматривается в полотна, там представленные. Подолгу стоит перед теми, которые ему понравились. Не торопится, не спешит их приобрести. Возвращается к ним еще и еще. И уж затем отбирает их для себя. Тогда к рамам картин прикрепляется небольшая записка: "Собственность П.М. Третьякова". Картины перевозятся в его дом в Лаврушинский переулок и размещаются в специально отведенных для них комнатах.

     Вскоре полотнам становится тесно. Нужно было строить специальное помещение. В 1874 году Третьяков начал постройку первых залов будущей галереи, пристраивая их к дому в Лаврушинском переулке, где он жил сам. Небольшая пристройка к основному дому – это несколько светлых, просторных залов. В них и развесили картины. Легко сказать: "развесили". Дело это непростое. Так, большие полотна устанавливали на стену несколько человек с помощью лестниц – стремянок. Картины, оправленные в тяжелые массивные рамы, весили по сто – двести килограмм. Попробуй, подними их, да так, чтобы не повредить живопись картины! Сложное это дело – сложное до сего времени.
      К тому же картины нужно так развесить, чтобы они хорошо освещались, были удобны для осмотра, не мешали друг другу. Развеска картин в художественном музее – большое искусство. План развески, так называемой экспозиционный план, составляют ныне квалифицированные научные сотрудники. Его утверждает научный совет музея. И еще. Картины редко переносят из зала в зал: они имеют свое постоянное в течение десятилетий место. Конечно, Третьяков не составлял особого плана, да и картин у него на первых порах было немного. Но Павел Михайлович прекрасно понимал важность правильного расположения полотен.      
      Третьяков, увлеченный собирательством картин, покупал их все больше и больше. В 1880 году он соорудил новую пристройку к своему дому. Через пять лет – еще одну. Теперь собрание Третьякова превратилось в настоящую художественную картинную галерею.
      Ее ежедневно стали посещать люди. Приходили художники, студенты художественных учебных заведений. Они копировали наиболее известные картины. Павел Михайлович занятый своими купеческими заботами, все же находил время для галереи. Он каждое утро обходил ее залы, а в конце дня приглашал в свой кабинет служителя, подробно расспрашивал его о том, сколько народу побывало в галерее, кто и что говорил о ней. Его интересовало все.          
      Вечером Павел Михайлович вновь приходил в галерею, в ее уже безлюдные залы. Зимой следил за тем, чтобы в них не было холодно. От морозов может потрескаться живопись, деформироваться полотно, на котором она написана. Чтобы следить за температурой, Третьяков повесил в залах термометры. Сам проверял их показания, и если становилось холодно, то приказывал протопить печи.
      Летом в жаркие дни, в залах открывали затянутые защитными сетками форточки, так как от зноя мог необратимо потемнеть лак, которым художники обычно покрывали живопись, она начинала высыхать, на ней появлялись гибельные трещины, которые в дальнейшем могли привести к осыпанию краски, к серьезным заболеваниям полотна.
      А сколько пыли ежедневно оседает на картинах! И пыль далеко не безобидна для них. Она делает тусклыми краски, впитывается в живопись и также приводит к тяжелым недугам картин. Чтобы от пыли полотна не заболели , каждый вечер служители галереи специальными пуховыми кистями осторожно сметали с картин пыль. Ежедневно мылись и до блеска натирались полы в залах.
      В 1892 году Третьяков осуществил свою заветную мечту – передал собранную им богатую коллекцию и коллекцию младшего брата С.М. Третьякова в дар г. Москве. К этому времени собрание Третьякова насчитывало около 2 тысяч картин. Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 года.
       В 1902 году фасад дома был реконструирован в русском стиле по проекту художника В.М. Васнецова. На нем появился рельефный старинный герб Москвы – Георгий Победоносец, поражает копьем змея. Стены галереи были выкрашены в белый и красный цвета, опоясаны узорчатым орнаментом.

      Третьяковская галерея – один из крупнейших храмов искусства. Несмотря на многолюдье, в залах галереи всегда царит тишина, здесь говорят полушепотом, тихо переходя из зала в зал. Вот и мы сейчас с вами отправимся на экскурсию по музею, переходя от одной картине к другой.
     Большинство картин в тяжелых позолоченных рамах. Картина в раме подобна окну, распахнутому художником в большой прекрасный мир. Художник предлагает глубже проникнуть в него и как можно внимательнее рассмотреть все, что его взволновало, и разделить с ним его чувства.
 
Литература:
1. Энциклопедический словарь юного художника;
2. Е. Кончин «Как рождается музей».
 





Категория: Музеи | Добавил: ИрЮр | Теги: галерея, третьяковская, музей
Просмотров: 3371 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личный кабинет
Гость



Группа:
Гости
Время:17:20

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Друзья сайта
Погода
Облако тегов
Здесь есть всё!
Отправка SMS беспл
Перевести страницу
Перевести эту страницу
Кто на сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Уголок релаксации
Включите звук

Программа TV
РИА РБК
Напиши админу

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz