Самый таинственный и самый парадоксальный – эти слова для кого-то
являются всего лишь эпитетами, но для Ватикана они обнажают самую суть
многовекового существования сплава веры и власти.
Парадоксальность Ватикана подчеркивается открытостью его Святая
Святых.
Одиннадцать музеев Ватикана, пять галерей и богатейшая библиотека.
Увидеть все эти достопримечательности Ватикана невозможно и за несколько
дней, а тем более за одно посещение. В случае краткого пребывания в
Риме следует ограничиться осмотром главных музеев, а в остальных
обратить внимание на отдельные экспонаты.
Изначально Музеи Ватикана создаются папой Клементом XIII (1758-1769), по
воли которого был открыт Григорианский Музей, оснащенный с помощью
Винкельмана (Winkelmann); несколько позже был открыт Музей Скульптуры
Пио-Клементино (Pio-Clementino) (1769-1799), а с 1807 по 1810 был
организован Кановой Музей Кьярамонти (Museo Chiaramonti). В 1822 было
открыто «Новое крыло» (Braccio Nuovo), в 1837 году открыт Григорианский
Египетский Музей, в 1844 году - Латеранский. В начале XX века были
открыты Миссионерский Этнологический музей с собраниями материалов,
происходящих из католических миссий в не европейских странах,
Исторический Музей и Собрание Современного Искусства. В 1932 была
открыта Пинакотека.
Двор Пинии
(Сосновой шишки), названный так из-за бронзовой 4-х метровой шишки, находящейся в нем.
В центре Двора расположен шедевр современного искусства - Золотой шар
или Сфера в сфере. Маленькая сфера символизирует Землю, большая –
Вселенную. Они неразрывно связаны между собой, и человек, когда наносит
вред Земле, разрушает тем самым и Вселенную. Особенность сфер
заключается в их зеркальности, чтобы каждый смог лично увидеть лицо
«разрушителя Мира». Легенда гласит «Если ты не отображаешься в Сфере,
значит ты святой». Но до сих пор, понятное дело, таких случаев не
наблюдалось.
Григорианский Египетский музей
Этот музей Ватикана основан в 1839 году папой Григорием XVI. Расположен
на северной стороне двора Пинья. Двор обязан своим названием
установленной в нем античной скульптуре в виде огромной шишки Пинии.
Среди экспонатов саркофаги, погребальные стелы, мумии, статуи, священные
жуки скарабеи, папирусные свитки. Наибольший интерес представляет
древнеримская скульптурная группа в египетском стиле с виллы Адриана.
Музей Кьярамонти
Музей получил свое название от имени семьи его основателя и размещен в
одном из коридоров, реализованных архитектором Браманте в качестве
соединения между Ватиканскими дворцами и виллой Иннокентия VIII. В нем
содержатся многие скульптуры римского времени, среди которых статуя
Ганимеда имперской эпохи, колоссальная голова Афины эпохи императора
Адриана (117-138 гг. н.э.) и рельеф I века н.э., изображающий Три
Грации.
В этих отделах хранится огромная коллекция классической скульптуры.
Здесь же собраны портретные бюсты, в том числе и знаменитая статуя
императора Августа.
.
Бельведерский дворец
Музей Пия-Климента — один из музеев Ватикана во дворце Бельведер. Музей
основан по поручению папы Климента XIV (1769—1774 года) и Пия VI
(1775—1799 года с целью хранения известных греческих и римских
произведений искусства.
В музей ведут два вестибюля: четырехугольный, со знаменитым
бельведерским торсом Геркулеса, и круглый, откуда открывается вид на
панораму города Рима. Рядом с круглым вестибюлем — зала Мелеагра, где
выставлена статуя этого мифического охотника. Из круглого вестибюля
входят в восьмиугольный внутренний двор, окруженный портиком,
поддерживаемым 16 гранитными колоннами.
Зал Ротонда (итал. Sala Rotonda) построен Микеланджело Симонетти в 1780 -
1782 гг. в соответствии с идеалами классицизма XVIII в. В центре зала
находится огромная монолитная порфировая чаша (13 м в периметре) из
Золотого дома императора Нерона. В нишах установлены 18 статуй и бюстов
римских и греческих богов и героев, среди них:
статуя Антиноя, любимца императора Адриана в облике бога
Диониса-Осириса;
портрет императора Адриана в виде Дионисия;
статуя Геркулеса из позолоченной бронзы (II век, найдена близ театра
Помпея) - единственная позолоченная статуя, сохранившаяся со времён
античности;
колоссальная голова Юпитера из Отриколи (IV в.);
беломраморная статуя императора Клавдия в облике Юпитера, увенчанного
венком из дубовых листьев.
Пол украшает римская мозаика (III век) из терм Отриколи (в Умбрии),
изображающая битву греков с кентаврами, тритонами и нереидами.
Под портиком расставлены саркофаги, алтари, купели, барельефы — все
почти замечательной античной работыК сокровищам музея Пио-Клементино
относится «Апоксиоменос» - выполненная в IV веке римская копия греческой
скульптуры I века до нашей эры, изображающая атлета, очищающего
вытянутую руку щеткой для тела. Аполлон Бельведерский - еще одна римская
копия, которая находится в 8-м зале.
Из этого двора вступают в галерею Статуй, где между другими
произведениями находятся Аполлон Савроктонский и Купидон Праксителя,
Спящая Ариадна. Отсюда через залу Зверей (т. назв. по коллекции
замечательно исполненных скульптурных фигур животных) вступают в залу
Муз, восьмиугольную, поддерживаемую 16 колоннами из каррарского мрамора,
с античными статуями Аполлона Массагетского и муз, найденных в Тиволи.
Зала Муз ведет в Круглую залу, с куполом на 10 мраморных колоннах, с
полом из античной мозаики, найденной в Отриколи.
В этой зале находятся бассейн из красного порфира, единственный в своем
роде по величине и красоте, статуи Антиноя, Цереры, Юноны, Геркулеса и
др. К югу от этой залы расположена зала Греческого креста, так
называемая по своей форме; здесь находятся саркофаги из красного порфира
св. Елены и Констанции.
Ниша Лаокоона Мраморная группа «Лаокоон и сыновья»: (начало I века н.
э., 184 см.) возможно находилась во дворце императора Тита на Палатине.
14 января 1506 г. фрагменты группы были найдены в Риме на территории
Золотого дома Нерона и отреставрированы Микеланджело, который заменил
отсутствующую правую руку. Плиний Старший пишет в «Naturalis historia»,
что это работа родосских скульпторов Агесандра, Полидора и Афинодора. До
сих пор точно не известно, была ли группа копией греческого бронзового
оригинала (II век до н. э.) из Пергама
Ниша Кановы Персей: работы Антонио Канова (1800—1801 года). Статуя была
выполнена по заказу папы Пия VII, чтобы заменить оригинал, разрушенный
войсками Наполеона. Персей изображен в шлеме Аида, с мечом Гефеста, в
сандалиях Гермеса и с головой Медузы в руке.
Ниша Аполлона Аполлон Бельведерский: одна из самых знаменитых статуй
Ватикана находится в коллекции музея с 1509 года. Мраморная римская
копия 130 - 140 годов н.э. с бронзового оригинала афинского скульптора
Леохара.
Ниша Гермеса Статуя Гермеса: также «Антиной Бельведерский», римская
копия оригинала Праксителя (IV век до н. э.), некогда находившегося в
священной Олимпии. Статую ошибочно считали изображением любимца
императора Адриана, поскольку её нашли в 1543 году недалеко от замка
Святого Ангела (мавзолея Адриана).
Зал греческого креста
Оформлен по проекту М. Симонетти в египетском стиле. В плане имеет вид
равноконечного греческого креста. Здесь имеется несколько превосходных
римских мозаик (в том числе одна, изображающая фазу Луны, II в. н.э.) и
статуй II - III в. Среди скульптур выделяются фугура юного императора
Октавиана Августа и скульптурный портрет Юлия Цезаря.
В Зале греческого креста (итал. Sala a Croce Greca) находятся порфировые
саркофаги Констанции (из мавзолея Констанции, 350—360 года) и Елены (из
мавзолея Елены, IV век), дочери и матери императора Константина. Первый
украшен рельефом с изображением амуров, собирающих виноград (как символ
радостей Диониса, бога виноделия, и христианства: вино как кровь
Христа). На втором изображены римские всадники, торжествующие над
варварами. Предположительно саркофаг предназначался для самого
императора Константина. Позади саркофага Констанции стоит статуя
шагающей женщины - как считается, это единственный дошедший до наших
дней портрет легендарной Клеопатры. В центре зала находится мозаика (III
век) из Тускула.
В Галерее бюстов (итал. Galleria dei Busti) размещается собрание фресок
эпохи Ренессанса, более ста бюстов античных богов и богинь, римских
патрициев и простых граждан, а также мраморные портреты римских
императоров: Нервы в образе Юпитера (I век), Адриана (II век), Каракаллы
(III век), юного Августа, Марка Аврелия, Клавдия.
Пол Кабинета масок (итал. Gabinetto delle Maschere) украшен мозаикой,
обнаруженной в 1780 году на вилле императора Адриана в Тиволи, на
которой изображены маски (II век н.э). Сама галерея представляет собой
часть перестроенного в XVIII веке летнего павильона, примыкавшего ко
дворцу Иннокентия VIII. Вдоль стен выставлены мраморные античные статуи,
например "Три Грации" (римская копия с эллинистического оригинала),
"Сатир", "Танцующая женщина" (найдена в окрестностях Неаполя), а также
знаменитая статуя Афродиты Книдской, которая считается одной из лучших
копий бронзовой скульптуры работы Праксителя (IV век до н. э.).
Создан в 1782 году М. Симонетти. Его украшают шестнадцать колонн из
каррарского мрамора. В Зале муз (итал. Sala delle Muse) находятся
мраморные статуи Аполлона и девяти муз (копии с греческих бронзовых
оригиналов, III век до н. э.), найденные при раскопках римской виллы при
Тиволи в 1775 году, а также гермы римской работы с изображениями
греческих философов. В центре зала находится Бельведерский торс (I в. до
н. э.). Возможно это изображение Геракла, сидящего на звериной шкуре,
или Полифема, Филоктета, Марсия или Аякса. На постаменте написано:
«работы Апполония, сына Нестора из Афин».
В центре кабинета Апоксиомена стоит превосходная римская копия статуи
атлета "Апоксиомен" с оригинала работы Лисиппа (IV в. до н.э.)
Григорианский Этрусский музей
Основанный Григорием VI в 1837 году включает многие предметы античности,
происходящие из раскопок в южной Этрурии, осуществленных, в частности, в
1836 и 1837 гг. в некрополе Сорбо (Sorbo) генералом Галасси (Galassi) и
протоиереем Реголини (Regolini).
Это материалы погребальных наборов высочайшего качества, среди которых
присутствуют золотые изделия, колесница и остатки бронзового трона. В
музее хранятся некоторые саркофаги, на одном из которых изображены сцены
мифа об Атридах (II в. до н.э.), и другой со сценами мифа о Ниобидах
(II в. н.э.), а также - двуязычная надгробная стела из Тоди, с записью
на латыни и галльском языке (II в. до н.э.).
Во дворце Иннокентия VIII (18 залов) Выставлены предметы быта этрусков, древнегреческие сосуды из некрополей этрусков.