Жизнь в сказочном мире - понятие особое. Она может
присутствовать как в материальном мире, так и в любом другом из
пространств, составляющих этот мир, в т.ч. и в царстве мёртвых. Занятно,
что живые и мёртвые то и дело встречаются: либо на границе, либо в
глуби мест обитания тех и других.
Иванушка, например, наведывается к Бабе Яге. У той, как известно,
главная особая примета - не нос, что в потолок врос, а костяная нога. То
есть этой самой костяной ногой она находится в царстве смерти, а другой
- стоит в мире людей; потому и не видит сразу героя, восклицая: «Чу,
русским духом пахнет!». Бабу Ягу исследователи традиционной культуры
называют Богиней смерти. Но она не всегда выступает исключительно как
хозяйка избушки на курьих ножках с печкой, предназначенной для
зажаривания людей.
Часто Баба Яга выручает сказочного героя: то клубочек заветный даст, то
подскажет, где меч-кладенец отыскать, то и вовсе раскроет тайну Кощеевой
смерти. С какой стати ей выступать советчицей человеку? Ведь этим
обладательница уникальной конечности предоставляет ему возможность
победить и выжить.
Может, точнее назвать её Богиней перерождения? Ибо именно в
перерождении, возрождении на новом качественном уровне заключается цель
похода героя подобных сказочных историй, и счастье своё он обретает
именно таким образом.
Другой парадокс заключается в том, что в царстве мёртвых по непонятным,
на первый взгляд, причинам, находится много сокровищ, весьма полезных, а
то и просто необходимых для сказочных героев, да вот хотя бы и тот же
меч-кладенец. На его примере и разберёмся, почему именно там. По
скандинавской традиции, например, самое ценное оружие - то, что из
курганов. С одной стороны, тому есть вполне материалистическое
объяснение: при захоронении знатных людей в их могилу укладывали самое
дорогое оружие, изготовленное самыми искусными мастерами. Кроме того,
существовало поверье, что мёртвые стерегут своё имущество. Да и силы зла
предпочитали держать оружие, способное их победить, поближе.
Кроме даров, в жизни сказочных персонажей то и дело встречаются запреты:
не ешь этого, не касайся того. Нарушающие их герои попадают в беду, а
выполняющие избегают её (Крошечка Хаврошечка, например). Почему? Речь
идёт о том, что мир и жизнь в нём возникают из хаоса за счёт образования
в нём порядка, но могут быть этим хаосом и разрушены. Ограничения,
запреты и табу - это как раз условия, поддерживающие установленный
порядок, сигналящие о границе живого мира.
В сказках герой сражается со злом и даже если погибает, заветные силы
спасают его с помощью живой и мёртвой воды. В этих образах выражается
понятие неразрывности жизни и смерти. Мёртвая вода - сохраняет или
воссоздаёт форму (например, сращивает разрубленные части тела), живая -
даёт жизненную силу (способность чувствовать, мыслить, действовать).
Стоит напомнить, что по народной традиции жизненная сила человека
находится в области сердца. Вспомним плач героини в сказке «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка», когда она была брошена ведьмой в реку:
«Желты пески на грудь легли, люта змея сердце высосала, белорыбица очи
выела». Здесь метафорически представлено обездвижение тела («желты
пески...»); вытягивание из него жизненной силы («люта змея...»), отнятие
души («белорыбица...»). В хеттском фольклоре змей Иллуянка крадёт у
Бога Грозы очи и сердце - те же символы. По египетской и этрусской
мифологии, у человека имеется три души: животная сила, связанная с
эмоциональным миром; родовая сила и личная душа.
Возвращаясь к русским персонажам, связанным с понятиями жизни и смерти,
обратимся к... Кощею Бессмертному. Имя его тоже, как у известной
старушки, происходит от слова «кость». Этот скелетообразный злыдень
символизирует стагнацию, оцепенение. В народной традиции он связан с
сезонными явлениями «умирания» природы, он сеет смерть и ненависть. В
поединке с Кощеем герой сражается не только за своё личное счастье, но и
спасая мир от омертвления. А древнейшая мифологема этого события
сводится к битве отжившего с новым, и отголоски её сохранились в
новогоднем представлении, когда маленький Новый Год приходит на смену
седому Деду Морозу.
А вы заметили, что Кощей никогда не то что не смеётся, а даже не
улыбается? Он просто лишён такой способности, потому что согласно
мифологическим воззрениям, смех есть принцип жизни, а его отсутствие -
принцип смерти. В.Я.Пропп пишет, что герой, попадающий в царство
мёртвых, вычисляется его обитателями как раз по своему смеху.
Так вот почему так неутешно и неостановимо рыдала царевна Несмеяна в
одноимённой сказке, и не просто так по всему государству был кинут клич
рассмешить её! Означало это ни больше, ни меньше, как оживить царство.