Люблю балет с детства, с тех зимних каникул, когда мы каждый год с
дедушкой или бабушкой приезжали на пару недель в Москву, а там нас уже
ждали билеты в театры, каждый день был плотно расписан, все время было
занято – музеи, спектакли, концерты. Бабушка была моим проводником в мир
живописи днем, а дедушка – оперы и балета вечерами. Он был большим
любителем оперы и страстным поклонником балета. Еще в дореволюционные
времена, учась в Европе, он имел счастье видеть многих известных в то
время певцов, балерин и танцоров. В пятидесятые годы и мне
посчастливилось увидеть Уланову, молодую Плисецкую, Фадеечева,
Чабукиани, Стручкову, юную Тимофееву. Дед заразил меня любовью к балету,
а бабушка – к живописи, так и переплелись навсегда эти два моих
увлечения.
Классический балет
Есть замок красоты,
Чьи нежные жильцы
От прозы дней суровой
Пиликающей ямой оркестровой
Отделены. И задраны мосты. И.Бродский. 1976
Тем, у кого нет времени читать текст, но хочется просто посмотреть картины, предлагаю слайдшоу.
Приложение: . Для корректного просмотра данного поста вам необходимы .
Сегодня мне хочется показать взаимосвязь и взаимопроникновение
живописи и балета, мне хочется, чтобы вы увидели, как сочетание этих
двух видов искусства создает новую цельность, где не так интересны
каждый из этих видов сами по себе, как богатейшие возможности воплощения
замысла, найденные художниками на границах их взаимодействия. Люди,
очевидно, танцевали и рисовали всегда. Первобытный танец был
прародителем современной хореографии, а наскальные рисунки, изображающие
эти танцы – прародителями современной живописи. Уже в глубокой
древности люди интуитивно тянулись к прекрасному, пытались выразить в
танце радость удачной охоты, печаль по умершему вождю, готовность к бою
или мольбу о дожде, а в рисунке на скале – запечатлеть эти танцы.
Как похож на эти рисунки «Танец» Анри Матисса, сколько в нем энергии и наивной радости жизни.
Балет – искусство во многом изобразительное, ведь мизансцены,
движения, позы – все это элементы живописи. Танец может быть графически
выверен, четко прорисован, чист по своим линиям, закончен по форме или
слагаться из коротких выразительных штрихов. Мастера живописи в свою
очередь стремятся запечатлеть мимолетную красоту балетного искусства,
отразить и зафиксировать посредством рисунка образ, который останется
потомкам. Танец же сиюминутен, живет только в момент его исполнения и
может меняться в зависимости от замысла хореографа, искусства
исполнителя, его душевного состояния, мастерства партнеров. Одним
из самых известных художников, обращавшихся к теме балета, был,
безусловно, Эдгар Дега (Эдгар - Жермен - Илер де Га). «Меня называют
живописцем танцовщиц, - писал Дега. – Балерины всегда были для меня лишь
предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».
Передавая во многих работах, посвященных балетной теме, праздничный
дух сцены, Дега, будучи тонким наблюдателем, умеет показать и тяжелый,
утомительный труд балерин.
Завораживают его «светящиеся» краски, богатство колорита, динамичность композиции, «гибкость» рисунка.
Чтобы заставить краски «светиться», художник растворял пастель в
горячей воде, превращая ее в подобие масляной краски, и наносил кистью
на холст.
Несколько работ нашла у других импрессионистов.
Но наибольшее влияние оказал Дега на Жана Луи Форена (или –
Форейна), дружившего с импрессионистами, участвовавшего несколько раз в
их выставках.
Сначала иногда даже бывает трудно сразу определить авторство
картины, так похожи балетные сюжеты, манера письма, палитра на работы
Дега, посмотрите сами, не правда ли?
На рубеже старого и нового веков и в начале века двадцатого театр
становится важнейшим фактором культурной жизни общества, он
превращается в центр, вокруг которого группируется большая часть
интеллигенции. Художники знакомы со многими артистами балета, дружат с
ними, часто рисуют и их, и сцены из спектаклей.