Суббота, 23.11.2024, 03:18
МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК (12+)
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Руками созданное чудо [262]
Прикладное искусство
Графика [78]
Скульптура [277]
Архитектура [174]
Храмы [125]
Замки и дворцы [59]
Ландшафт [48]
Одежда [72]
Дизайн [28]
Музеи [107]
Экранные искусства [59]
Театр, Кино
Фотоискусство [54]
Зарубежное искусство [39]
Греция, Египет, Япония
Видеоролики [4]
А время идёт ...
Установи часы правильно

Скорей бы выходной
Мини-чат
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 3343
Орфография
Система Orphus
География гостей
Главная » Файлы » Изобразительное искусство » Архитектура

Русская изба: как что называется
06.12.2019, 14:25

Русская изба: как что называется

 

Здесь немного материала о том, как в старину назывались элементы конструкции и декора деревянных построек и какие, помимо резьбы, применялись украшения.

Итак, названия элементов. В разных частях страны их именовали по-разному, но основные детали имеют схожие названия – ведь базовая конструкция все-таки сохранялась, и функции отдельных элементов отражались в названиях.

Начнем снизу вверх. Обычно избу ставили либо на грунт, либо на столбы. Фактически эти столбы располагались по углам и были предками современного свайного фундамента. Кстати, сказочное определение «избушка на куриных ножках» связана именно с формой этих столбов – они часто делались из комлевой (нижней, с остатками корней) части древесного ствола и вполне могли напоминать куриные лапы. Наверное, поэтому в некоторых регионах столбы назывались «куричины».

Основная часть избы – это венцы, срубленные «в чашу» (старинное название «в обло»), «в лапу», «в охряп» и так далее. Что интересно – соединенные венцы так и назывались венцами, а вот одиночные, составляющие фронтон двускатной крыши – «самцы» (вовсе не от обозначения животных мужского пола, а от слова «сам», то есть одинокий, одиночный).

Крыша рубилась по схеме, напоминающей нынешнюю стропильную систему. Основное бревно – «князь» («кнес», «князек») и параллельно с ним уложенные слеги поддерживали элементы, направленные от «князя» вниз, к свесу крыши. Эти элементы, прообразы современных стропил, назывались «курицами» или «кокорами» из-за характерного загиба на конце. Слеги монтировались на венцах фронтона – «самцах» врубкой, также врубкой крепились на слегах кокоры. Далее настилалась крыша из теса или дранки, после монтировался так называемый «охлупень», он же «конек» или «шелом». Это максимально ровное бревно с V-образным пазом внизу, которое защищает края настила от влаги и перенаправляет ее вниз, по тесу или дранке. Название «конек» охлупень приобрел из-за часто используемого украшения – резной головы коня или другого животного.

На свесе крыши часто монтировались водосточные желоба. Их именовали «поток», «водотечник». Именно для их укладки и необходимы были загибы на концах «куриц».

Внутри избы устраивался потолок – на прочную центральную балку «матицу» укладывали тес, который сверху, со стороны чердака, посыпали землей для утепления.

Что касается таких вроде бы обязательных, с точки зрения современного человека, элементов конструкции, как пол и окна – в древнерусской избе они были совсем не такими. Пол чаще всего был земляным или глинобитным, в поднятых на столбах постройках он устраивался из расколотых пополам и подогнанных друг к другу бревен. Окна, из-за отсутствия стекол, делались очень маленькими, только для проветривания. В холода они закрывались специальными защитными щитками, почему и назывались «волоковыми» - от «волочить» (задвигать, двигать). Были с слуховые окна – постоянно открытые, на чердаке.

«Красное» окно (или окна) были не во всякой постройке – они имели значительно большие размеры и требовали использования какого-то, относительно прозрачного и при этом не пропускающего холод материала. Вместо стекла применяли бычьи пузыри, слюду – освещение было крайне слабым, но все-таки было.

Названия декоративных украшений фасада, крыши и окон представлены на рисунке ниже.

Ну и напоследок – обещанные варианты украшения деревянных домов из разных областей страны.

Удачное соединение христианской и языческой символики, не так ли?

Птица Сирин или Гамаюн - один из характерных элементов резьбы

Томск, 19-й век

Подмосковье

Владимир

Иркутск

Кострома

Вологда

Помимо резьбы широко использовалась роспись - в основном, конечно, внутри, для печных изразцов, но и снаружи резные элементы часто раскрашивали

подробнее поговорим о крыше и ее деталях.

В предыдущей статье уже писалось о том, что бревно, которым накрывали сверху крышу (так же, как сейчас закрывают стык откосов доборными элементами), называлось коньком или охлупнем.

Название «конек» ему, как считается, дала вырезаемая на конце бревна голова коня. Но почему именно коня? Раскопки древних жилищ наших предков неоднократно обнаруживали кости крупных животных, чаще всего лошадей, под основанием домов. Предположение о том, что при закладке дома приносили в жертву коня и закапывали его кости под домом, а череп ставили на крышу, вполне логично – ведь «добрая душа» этого животного становилась «домовым духом» и должна была охранять жилье. Однако череп – вещь не слишком удобная, да и верования постепенно менялись. Осталась традиция изображать голову коня на охлупне. При этом вырезать крупную фигуру можно было только при наличии утолщения на бревне, поэтому к «челу» дома конек часто разворачивали утолщенной комлевой частью.

Еще один вариант – вырезанная отдельно и закрепленная в на крыше двойная фигура - использовался в Саксонии и соседних областях. Для тех, кто не в курсе - напоминаем, что севернее нынешней Саксонии, на реке Лабе (Эльбе) тоже жили славяне...

Интересно, что некоторые названия, да и сама конфигурация фасада избы четко ассоциируется с человеческим лицом, по некоторым данным - женским.

Отсюда название фронтона «чело», верхняя часть обрамления окна – «очелье», резные доски по краям крыши – «причелины», свисающие с конька и краев крыши плоские резные элементы – «полотенца» (напоминаю, что женщины носили головные уборы, в том числе длинные куски ткани, намотанные на голову и называемые «убрусами», в современном варианте – полотенце), резная доска между крышей и основной частью избы (лобовая доска) – подзор.

Женский головной убор - убрус (полотенце, ширинка), закрепленный очельем и украшенный височными кольцами (колтами)

Женские головные уборы с "подборами" или "поднизью" - ажурной сеткой, частично закрывающей лоб и виски

Причелины и полотенца на старинных избах и деревянных храмах дают отличные образцы резьбы. Интересно, что причелины могли монтироваться в один ряд (только одна доска) или в два и больше. Доска полностью или частично декорировалась резным узором. Использовалась технология «глухой» и «сквозной» (ажурной) резьбы. Поскольку в украшении старинных домов ничего не делалось «просто так», а крыша символизировала верхний, небесный мир, знаки орнамента тоже относились к небу и его проявлениям – солнце, ветер, дождь, гром и так далее.

Полотенце закрывало стыки причелин, не позволяло сквознякам гулять в чердачном пространстве. Поскольку эта деталь находилась фактически в самой верхней точке избы (выше только конек), здесь логично помещали солярный символ. Другое название центрального полотенца - "кисть" или "кисти". Позднее, после замены славянской символики на христианскую, на месте изображения солнца или громового знака («перунов цвет», «перунов огонь» - круговой цветок с шестью лепестками) стали крепить лики святых или вырезать крест. Иногда эти символы вполне гармонично сочетались

Еще одно интересное название – подзор. Так именовались резные доски, располагаемые либо под свесом крыши на стене, либо на торце избы как разделитель чердака и основного помещения. Тоже исполнялись как с глухой резьбой, так и со сквозной.

Строчевые и кружевные подзоры русских рукодельниц

Подзоры по свесу крыши на современном срубе

Наборные подзоры ПОД свесом крыши и "очелье" над окном

И напоследок – еще одно значение слова «очелье» в характерных названиях элементов избы. Так назывались не только верхние части обрамления окон. Иногда «начельником» или «очельем» называли всю совокупность украшений фронтона – «чела».

Очелье, составное из нескольких секций, над окном "горницы", то есть верхнего ("горнего") чистого помещения

Очелье на окне и подзоры на стене, перемежаемые кронштейнами, поддерживающими свес крыши

Очелья в гораздо более позднем, "европеизированном" исполнении

Составные резные очелья с характерным орнаментом в виде веера

Это, к сожалению, просто картинка - зато какие шикарные резные очелья и балконы!

 

 

Источник ➝
Категория: Архитектура | Добавил: ИрЮр | Теги: что, называется, как, изба, русская
Просмотров: 946 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личный кабинет
Гость



Группа:
Гости
Время:03:18

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Друзья сайта
Погода
Облако тегов
Здесь есть всё!
Отправка SMS беспл
Перевести страницу
Перевести эту страницу
Кто на сайте

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Уголок релаксации
Включите звук

Программа TV
РИА РБК
Напиши админу

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz