Неоновый туннель в аэропорту O'Hare's, Чикаго
Или морская жизнь художницы Мишель Оки Донер, вмурованная в пол в Miami's Concourse A, который был увековечен в фильме «Мне бы в небо» («Up in the Air») Джорджа Клуни. Тем временем весь остальной мир строит все новые терминалы, которые возвращают путешествию самолётом частью его старой магии. Терминал 4 в аэропорту Мадрида Barajas, согласно критику архитектуры ньюйоркцу Полю Гольдбергеру, «самый красивый и захватывающий дух из всех, в которых я когда-либо побывал».
Аэропорт в Майами
Самые красивые аэропорты мира были созданы такими не только для того, чтобы впечатлять своим видом — они обеспечивают повышенную функциональность. Другими словами эти аэропорты не только изумляют — их дизайн помогает путешественникам добраться до нужного выхода вовремя.
Терминал 3, Пекинский международный аэропорт
Открытый накануне Олимпийских Игр 2008 года, обширный Терминал 3 (одно из самых больших зданий в мире 3,2 км длиной), создан в виде дракона. Он был спроектирован британским архитектором Норманом Фостером, который превратил потолок в поражающее сложную конструкцию с отверстиями, сквозь которые солнечный свет попадает в красные и желтые зоны, подсвечивая пространство. Традиционно китайская цветовая гамма усиливает внушительность здания. С красными колоннами и приглушенной золотой крышей терминал комбинирует традиционные китайские цвета с современным дизайном. Терминал ориентирован с севера на юг, чтобы помочь вновь прибывшим пассажирам ориентироваться, а система окон в крыше направлена на юго-восток, чтобы увеличить присутствие дневного света.
Интересная особенность: вновь прибывшие пассажиры высаживаются на высшем уровне аэропорта и идут через огромное пространство, которое является воротами в Китай.
Терминал 4, Аэропорт Barajas, Мадрид
Спроектированный Richard Rogers Partnership, Терминал 4 открылся в 2006 году. Его красочные пилоны, поддерживающие волнистую крышу, выстланную бамбуком, создают ряд заполненных дневным светом ущелий, в которых и прибывающие, и отправляющиеся пассажиры проходят через одно впечатляющее пространство, хоть и на разных уровнях. Терминал, разработанный, чтобы обслуживать 35 миллионов пассажиров в год, является попыткой Мадрида стать доминирующим воздушным центром Европы. Заслуживающий награды дизайн использует свои широкие визуальные эффекты в психологическом отношении, создавая атмосферу, лишенную напряжения среди пассажиров, ожидающих рейса. Стеклянные панели и купола потолка, заливают светом нижние пространства. Общий эффект – ощущения приятно созвучной грации.
Интересная особенность: по Терминалу 4 легко перемещаться, потому что он сооружен линейно. «Роджерс поместил путешественников внутрь радуги, которая простирается на 800 метров», – говорит архитектурный критик Поль Гольдбергер.
Терминал TWA, Аэропорт Джона Ф. Кеннеди, Нью-Йорк
Лишь малому числу современных путешественников удалось вылететь из терминала Эро Сааринена 1962 года в течение десяти лет после его постройки. Но конструкция этого терминала, словно лирическая поэма, посвященная романтике полета – все еще устанавливает стандарты для современных ведущих архитекторов, которые хотят возвратиться — как сказал Сааринен — к архитектуре, которая «выразит приятное волнение от путешествия самолётом». Здание представлено как абстрактный символ полёта и получило прозвище «крылатой чайки». В декабре 2005 года компания JetBlue, занимавшая смежный терминал № 6, начала строительные работы по расширению с использованием фасада здания Эро Сааринена в качестве центрального входа. В 2008 году реконструкция была завершена, и терминал № 5 открыл двери для пассажиров авиакомпании JetBlue.
Интересная особенность: в любом случае, путешественники смогут пройти через старый терминал TWA и его трубчатые проходы 38,1 м длиной, чтобы зарегистрироваться на свой рейс в смежном терминале JetBlue.
Международный аэропорт Carrasco, Монтевидео, Уругвай
Новый терминал, открытый в 2009 году и спроектированный архитектором уругвайского происхождения Рафаэлем Виноли, является великолепным отражением, может подражанием JFK приблизительно 1960 года. По духу он походит на терминал TWA, но по стилю он больше похож на международный зал прибытия JFK, разработанный Skidmore, Owings & Merrill. 305 метров длиной с низкой аркой, он столь же прост, как детский рисунок аэропорта, созданный одной плавной, изящной кривой. Внутри зал прибытия представляет собой большую, освещенную солнцем комнату, как в старинных вокзалах, а терраса верхнего этажа открывает взору захватывающие виды взлетно-посадочных полос. Плавная кривая и нижний профиль монолитной крыши аэропорта, как говорят, вдохновлены дюнами вдоль береговой линии Уругвая.
Интересная особенность: Виноли отмечает, что в Уругвае «друзья и родные все еще встречают и провожают вас в аэропорт». Террасы и залы разработаны так, чтобы оказать радушный прием: как пассажирам, так и их гостям.
Аэропорт Sondika, Бильбао, Испания
Этот аэропорт был спроектирован Сантьяго Калатрава. Построенный в 2000 году, аэропорт еще называют La Paloma, или Голубь, благодаря силуэту, похожему на птицу. Внутри терминал является открыто скульптурным, неукрашенным эскизом, залитым солнечным светом и ритмичными узорами, созданными его бетонными ребрами. «Он поразил меня своей схожестью с современным стилем Гауди, – сказал основатель Design Within Reach Design Роб Форбс, – полностью в соответствии с испанской/баскской/каталонской традицией современного барокко».
Интересная особенность: даже гараж, частично погруженный в зеленый склон, хорошо продуман и красив.
Денверский международный аэропорт
Аэропорт Денвера год за годом признается деловыми путешественниками лучшим аэропортом Северной Америки. Самым любимым его делает вздымающийся профиль крыши. Продукт поспешного эскиза денверского архитектора Кертиса Фентресса, у которого было три коротких недели, чтобы приготовить концепцию проекта, аэропорт известен своей самой характерной чертой – покрытая тефлоном растягивающаяся ткань крыши — самая большая в мире на момент открытия аэропорта в 1995 году, похожая на деревню гигантских белых вигвамов. Аэропорт в своем самом лучшем проявлении предстает перед взором путешественников, когда они приближаются по воздуху с востока и видят пылающие искусственные пики, силуэты которых вырисовываются сквозь Скалистые горы.
Интересные особенности: причудливая музыка, которая отмечает прибытие движущейся дорожки аэропорта, была предоставлена денверским музыкантом Джимом Грином, который также ответственен за Смеющиеся Эскалаторы в Денверском Конференц-центре.
Международный аэропорт Инчхона, Южная Корея
Со дня его открытия в 2001 году, Инчхон, спроектированный Denver's Fentress Architects, был постоянным участником перечня лучших аэропортов мира. Не только оттого, что он удобный и приветливый, а и потому, что был создан для того, чтобы стать витриной корейской культуры. Наклон профиля крыши подражает традиционному корейскому храму, залы прибытия украшены 5 000 летними корейскими экспонатами, а биоморфный поездной терминал – одно из немногих мест на земле, которое все еще выглядит по-настоящему футуристическим.
Интересная особенность: стоит посетить Сад сосны в Зале Тысячелетия и Сад диких цветов на подземном этаже Центра Транспортировки.
Маракешский Аэропорт Menara, Марокко
Потрясающее новое здание аэропорта – пример того, как модернизм и традиционная исламская архитектура сплелись и ассимилировали. Разработанная командой архитекторов во главе с Casablanca-based E2A Architecture и законченная в 2008 году, конструкция сформирована из массивных бетонных ромбов. Этот сильный подход смягчен изящными причудливыми узорами на стеклянной обшивке здания, которые отбрасывают сложные, постоянно изменяющиеся тени на этажи терминала.
Интересная особенность: на крыше расположены 72 фотогальванические пирамиды, генерирующие энергию.
Аэропорт Chek Lap Kok, Гонконг
По сравнению с захватывающим Пекинским аэропортом, этот проект, созданный Foster + Partners в 1998 году, относительно скромен. Его красота, скорее всего, приписана его экстраординарной функциональности. Даже самый сонный пассажир после 17-часового перелета из Нью-Йорка с полуоткрытыми глазами сможет легко сориентироваться в этом аэропорту. Возвышающийся свод крыши работает в качестве своеобразного указателя, постоянно подталкивая пассажиров в правильном направлении. Между Jetway и экспрессом в Гонконг нет ни лестницы, ни эскалаторов.
Интересная особенность: поезд в Центр Гонконга отправляется прямо из главного здания терминала, его невозможно пропустить. Отправляясь из Гонконга, пассажиры могут просто оставить свои сумки на вокзале деловой части города, они не только доберутся до аэропорта, но и будут также проверены для перелета.
Международный аэропорт Tempelhof, Берлин
Столь же сложный, как и выбор подходящего красивого слова для описания чего-либо спроектированного нацистским архитектором Альбертом Шпеером, этот внушительный терминал 1936 года, непрерывная кривая длиной более пятисот метров, определил форму аэропортов нескольких следующих поколений. Ставший известным из-за Берлинского воздушного моста (Berlin Airlift) в 1948–1949 годах, аэропорт был закрыт в 2008; аэродром используется в качестве огромного городского парка, в то время как терминал будет сохранен в культурных целях.
Интересная особенность: приблизительно через семь лет эта 2,3-километровая зеленая зона затмит известный Tiergarten – главный парк Берлина.
Аэропорт Malvinas Argentinas, Ушуая, Аргентина
Расположенный в Tierra del Fuego на краю Южной Америки, Malvinas Argentinas – самый южный международный аэропорт в мире. Его красота в значительной степени зависит от его естественного окружения — полеты здесь проходят низко над величественными Андами — и его роли ворот в Патагонию и Антарктику. Но, в то время, как множество отдаленных аэропортов испорчены уродливыми терминалами в бункерном стиле, его очаровательное главное здание на деревянном каркасе гармонирует с естественным окружением.
Интересная особенность: аэропорт сидит непосредственно на канале Beagle Channel, названном в честь H.M.S. Beagle, судна, которое переправляло Чарльза Дарвина в Южную Америку.
Международный аэропорт Kansai, Осака, Япония
Несмотря на то, что этот аэропорт уже давно не самый крупный в мире, расположившись на гигантском искусственном острове в 3,2 км от побережья Осаки, он все еще остается удивительным и ярким местом. Спроектированный архитектором Ренцо Пиано и открытый в 1994 году, он был создан в виде единого, заполненного солнечным светом туннеля, фюзеляжа самолета огромного размера, который простирается на расстояние почти в 2 км с профилем крыши, волной покрывающей пространство. Международные пассажиры, отправляясь с терминала на верхнем этаже, могут рассматривать выставленную напоказ конструкцию — как в известной ранней работе архитектора Центре Помпиду — раскрытие изящной сложности этого обманчиво простого здания.
Интересная особенность: с аэропортом смежен Sky View, «самый первый аэротематический парк в Японии», где путешественники могут поиграть на имитаторах полета или наблюдать взлеты и приземления с обзорного уровня.
Международный аэропорт Kuala Lumpur, Малайзия
Будучи одним из серии мегапроектов, задуманных бывшим премьер-министром Махатхиром Мухаммадом, чтобы сделать Малайзию более конкурентоспособной среди ее азиатских соседей, KLIA открылся в 1998 году. Спроектированный японским архитектором Кишо Курокава в сотрудничестве с местной фирмой, стиль KLIA настолько необычно эклектичный, что его нельзя спутать ни с каким другим аэропортом мира. В международном зале прибытия серии куполов в исламском стиле — гиперболические параболоиды — поддерживаются вверху странными, объемными колоннами, которые сужаются к вершине. Даже длинные транспортировочные проходы, с деревянными потолками, пронизанные крошечными световыми лучами, обладают очевидным характером.
Интересная особенность: аэропорт – часть Multimedia Super Corridor Малайзии. Скорые поезда довезут путешественников прямо в новейшие города страны, монументальную Путрайю и технологически изощренную Киберию.