Витражное искусcтво
Луиса Комфорта Тиффани
Луис Комфорт Тиффани-
американский художник и дизайнер, представитель модерна. Международное
признание Тиффани принесли его изысканные изделия из стекла: витражи,
абажуры, бижутерия. Произведения Луиса Комфорта Тиффани украшают храмы и
частные дома. Крупнейшая в мире коллекция его ювелирных и стекольных
изделий находится в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке. Изобретенный им
способ соединения небольших кусочков стекла с помощью медной фольги, а
также новые виды созданных им стекол, произвели революцию в
художественном стеклоделии. А техника Тиффани стала самой
распространенной во всем мире для создания витражей, ламповых абажуров и
других произведений декоративно-прикладного искусства из цветного
стекла.
Louis Comfort Tiffany. Витраж "Образование". 1890г. Мемориальный витраж Читтендена. Йельский университет.
В 1890 году Льюис
Комфорт Тиффани спроектировал и изготовил в своей Tiffany Studios витраж
"Образование" для Йельского университета. Левая часть посвящена
Искусству и его атрибутам: Форма, Цвет, Образ. В центральной части окна
изображена наука - аллегории: Преданность, Труд, Истина, Исследования,
Интуиция.
Изображения между
колоннами посвящены Религии и логически связывают три сферы
деятельности. Правая часть витража изображает Музыку и её составляющими:
Ритм, Мелодия,Гармония,Стих, Голос.
Витраж "Образование". Искусство (левая часть)
Витраж "Образование". Наука (центр)
Витраж "Образование". Музыка (правая часть)
Витраж "Образование". Религия (правая и левая части, между колоннами)
С настоящими
произведениями искусства всегда происходят какие-то мистические события,
не обошли они и витраж "Образование". 1970 год - Йель похож на
пороховую бочку, студенты бузят по полной программе, всем надоела война
во Вьетнаме на которую уже никто не хочет идти. Вобщем бьют всех и всё.
Администрация университета решает спасти витраж Луиса Комфорта Тиффани и
демонтировать его (его балансовая стоимость в то время 1000000$ -
маэстро опять в моде), что благополучно и делают упаковав его в 12
ящиков. Наименее ценные витражи просто затягивают брезентом. Но потом
оказывается, что все 12 ящиков с надписью "Тиффани" без следа исчезли из
подвалов Йельского университета и самое интересное что там были витражи
других художников. Ну а что же с "Образованием" от Тиффани? А ничего,
спокойно простояло смутные времена, укрывшись тряпочкой. Подробнее об
этой истории можно прочитать в "Повести о двух окнах" Ричарда Кониффа
(Richard Conniff).
Купол в культурном центре. Чикаго
Свою художественную
карьеру Тиффани начал как живописец и уже после того, как стал известен
на этом поприще, стал заниматься стеклом. Первые результаты его
деятельности в области витражного искусства его не удовлетворили.
Изготавливаемые в то время, в последней трети XIX столетия, стекла не
соответствовали его требованиям. Тиффани чрезвычайно ценил силу света и
естественную красоту материала. По его мнению, роспись красками лишь
скрывала естественную красоту стекла, лишала его эффектности и
производила неприятное впечатление. Свинцовые прутья, использовавшиеся в
течение многих веков для соединения стекол между собой, казались
Тиффани очень грубыми: он хотел создавать филигранно-тонкие и сложные
произведения. Он нашел собственный заменитель свинцовым прожилкам в виде
медных полосок, вырезанных из металлического листа. Они приклеивались к
стеклу пчелиным воском и спаивались между собой при помощи олова. Таким
образом стало возможно соединять мельчайшие кусочки стекла и создавать
сложные объемные формы. Первоначально техника медной фольги применялась
им для создания ламповых абажуров, и только позже — для витражей.
Христос и Апостолы. Tiffany Glass & Decorating Company. 1890г.
Ангелы Святого Духа. Tiffany Glass & Decorating Company.1890г.
Louis Comfort Tiffany. Витраж "Два Ангела".
Витраж "Нагорная проповедь". Arlington Street Church (Boston, Massachusetts).
Витраж "Ангел о Воскресении". Indianapolis Museum of Art. 1904г.
Осенний пейзаж. 1923-1924. Музей Метрополитен (Манхэттен, Нью-Йорк, США)
Иногда Тиффани
использовал сочетание двух техник в одном произведении, сочетая
свинцовую проволоку с медной фольгой. Иногда технику Тиффани неверно
отождествляют со стилем Тиффани. Под Тиффани-стилем подразумевают яркие
лампы классических форм с преобладающими натуралистическими мотивами и
пестрые витражи насыщенных цветов, изображающие природные мотивы и
пейзажи. Многие работы Тиффани имеют особую притягательную силу, хотя
современному зрителю они могут показаться слишком яркими и
перегруженными. Когда пытаются объяснить этот эффект, невольно
сравнивают произведения Тиффани с живописными картинами. Творчество
Тиффани всегда находилось между реалистической манерой изображения и
стилизованной, близкой средневековым витражам. Без росписи поверхности
стекла он создавал витражи, которые могут сравниться только с картинами.
Однако сам Тиффани не считал, что пытается копировать природу. Он
интерпретировал ее глазами художника.
* * * * *
Подлинные изделия
самого Луиса Комфорта Тиффани сегодня можно приобрести на крупных
аукционах и в антикварных бутиках. Ведь время над ними не властно.
Настольные лампаы и торшеры от Тиффани до сих пор иметь их в доме
считается престижным, поэтому и сейчас выпускаются современные копии
изделий, которые в наши дни принято уже относить к антиквариату...
Льюис Комфорт Тиффани
был семейным человеком, но счастье зависит не только от количества
денег. Двое из его детей умерли в младенчестве. Первая жена, Мэри
Вудбридж Годдард (Mary Woodbridge Goddard) умерла в 1884 году, оставив
Льюиса после двенадцати лет брака с тремя детьми. В 1886 году он женился
на своей дальней родственнице, Луизе Уэйкман Нокс (Louise Wakeman
Knox), которая родила ему еще троих детей и умерла в 1904 году. Льюис
Комфорт Тиффани прожил интересную, насыщенную большой работой жизнь.
Умер он на 85-ом году жизни в городе Нью-Йорк, окружённый вниманием и
заботой близких. Судьба этого человека удалась, ибо все его вещи были в
труде.
http://subscribe.ru/
отсюда
Техника работы с витражами
В начале XIX века компания Луиса
Комфорта Тиффани перевернула представление обывателя о витражах. Некогда
атрибут готического оформления оказался уютным, эстетским элементом
модернового домашнего дизайна. Сегодня витраж наполняет дом игрой цвета и
света и превращает помещение иногда во дворец, иногда в тихое
гнездышко. Техникой витража пользовался Врубель, использует эту технику и
Зураб Церетели.
Что
добавляют современные мастера в искусство витражного дела, как создают
это произведение искусства, какие существуют техники витража, где и как
обучают мастеров витражного дела, можно ли сделать витраж
самостоятельно, расскажет "Познавательный фильм".
|