Глиптика
– искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, на морских
раковинах и на других твердых материалах. Это один из самых древних
видов декоративно-прикладного искусства Порой сам материал
подсказывает сюжет художнику. За многие века техника резьбы
почти не изменилась - это исключительно ручная работа.
Это работы мастера Agostino Centobelli.
Полюбуйтесь на произведения искуснейшего мастера.
«…брильянт нельзя считать произведением искусства. Камни известной формы и вырезанные на них изображения гораздо более интересны, хотя бы сами по себе они и не были особенно замечательны; они представляют собою нетленные документы искусства всех времен и имеют громадное значение для историка искусства и культуры. Птолемеева камея в этом смысле гораздо ценнее и обладает гораздо более глубоким смыслом, чем самый большой брильянт, украшающий какую-нибудь корону». Р.Браунс. «Царство минералов». СПб., 1906.
- древнейшее искусство резьбы на камнях, возрожденное в наши дни. На протяжении всего своего существования этот вид искусства оставался элитарным, предназначенным для утонченных ценителей прекрасного.
Глиптика - (от греческого glypho - вырезаю, выдалбливаю) искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Резные камни-геммы:с врезанными (инталии) и выпуклыми (камеи). с глубокой древности служили печатями (знаками собственности), амулетами и украшениями.
Глиптика, как ювелирная техника резьбы на драгоценных и поделочных камнях, была известна еще в IV тысячелетии до нашей эры. Она широко применялась мастерами Месопотамии, Древнего Египта и островов Эгейского моря. Основные глиптические произведения - геммы, камни различной конфигурации, чаще овальной, с вырезанным рисунком. По характеристики выполнения геммы подразделяются на интальо и камей. Интальо - рисунок формируется вглубь камня, камеи имеют выпуклые формы. В качестве исходного материала использовались мягкие камни - серпентин, гематит, и твердые - сердолик, агат и различные халцедоны, хрусталь.
Первоначально интальо были известны как единственный вид произведений глиптики. Например, при раскопках захоронений I века нашей эры, была найдена инталия из камня халцедон с изображением птицы клюющей рыбу. Выполнена она была мастерами за пять веков до захоронения. Такой сюжет очень распространен для античных инталий, например, в гербе города Синоп центральной темой был рисунок орла нападающего на дельфина.
Наши предки украшали себя резными фигурками животных, птиц и людей, носили первые перстни-печатки, в основном изображавшие жука скарабея. Например, перстень Юлия Цезаря изображал «Вооруженную Венеру» или «Venus armata». При соприкосновении перстня с воском или глиной получались прекрасные оттиски - прародители нынешних чернильных штампов.
В IV веке до нашей эры ювелиры эпохи Эллинизма начинают создавать первые камеи. По сравнению с интальо это были настоящие сцены из древних мифов, изображения лиц богов и людей, выполненные в цветном камне. По предположениям слово «камея» в переводе с итальянского языка означает «морская раковина», что вполне соответствует действительности, так как изначально для изготовления этого вида гемм использовались раковины моллюсков.
Самой известной из гемм является камея «Гонзага», названная по фамилии герцога Людовика Гонзага, чья семья владела украшением на протяжении XVI - XVII веков. Камея изображала лики египетского правителя Птолемея II и Арсинои, его жены. Изготовил украшение неизвестный мастер, живший в III веке до нашей эры, из многоцветного агата в три слоя, обрамив золотом. Страстной поклонницей камей была императрица Екатерина II, чья роскошная коллекция хранится в Эрмитаже. Во времена ее правления античного вида украшения пользовались большим успехом, чем бриллианты. Золото, жемчуга, драгоценные камни являлись лишь дополнением к произведениям глиптики.
Мадемуазель Коко Шанель знаменита не только «маленьким черным платьем» и «ниткой искусственного жемчуга», но и своим отличительным знаком брошью - камеей. Это украшение всегда было при ней, во что бы Коко ни одевалась.
Мода на произведения глиптики возвращается вместе с винтажными изделиями, с кружевами, шелком и классическим направлением в дизайне. Новая русская линия камей компании «Камея на Агате» по стилю исполнения напоминает «бабушкины» броши и подвески - геммы, которые изготавливали ювелиры XIX века. Ювелирный дом «Dior Joaillerie» совместно с дизайнером Victoire de Castellane выпустили черно - белую коллекцию брошей - камей и колец в античном стиле, дополнив немного современного декора из бриллиантов, золота, гранатов и сапфиров.
Также откликнулись на призыв моды ювелиры «Tagliamonte», создав коллекцию гемм под названием «Diamond». За основу сюжета камей были выбраны древнеримские боги: Венера, Афина, Марс, Юпитер, чей лик угадывается в цветном муранском стекле. Дополнением стали золотые оправы, бриллианты, жемчуга, кораллы, и другие драгоценные и полудрагоценные камни.