Искусство холмогорской резьбы по кости
Более 400 лет живет уникальное искусство холмогорской резьбы по кости.
Кость
обрабатывали (резали) по всему Северу: от Архангельска до
Сольвычегодска и Великого Устюга. Однако центром косторезного промысла
стали Холмогоры – родина великого Ломоносова.
Первое
письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку,
когда местный "гребенный мастер" Евдоким Шешенин и его брат Семен были
вызваны в Москву для работы в Оружейной палате. Братья Шешенины стали
лучшими косторезами Оружейной палаты.
XVIII
век – период расцвета холмогорского промысла. Уже к началу века
холмогорские мастера не знали себе равных. Искусно выполненные предметы
из моржовой, слоновой и мамонтовой кости. – браслеты, декоративные
кубки, шкатулки, табакерки и коробочки, гребни, миниатюрные секретеры,
пластины с портретами пользовались большим спросом, были широко
распространены по всему Северу и дальше – по всей России. Изысканные по
форме, сочетающие орнамент с сюжетными рельефными изображениями, цветной
гравировкой, изящные по технике исполнения изделия пользовались
огромным спросом. Русские цари почитали это старинное искусство.
На рубеже 20-21 веков холмогорский промысел не только сохраняет свои творческие позиции, но и плодотворно развивается.
|