Златоустовская гравюра
Златоуст
был основан в 1754 г. и назван в честь святого Иоана Златоуста. Город
со всех сторон окружен горами Южного Урала.В 1815 году была построена
оружейная фабрика, которая производила самые различные виды холодного
оружия (клинки, сабли, шпаги, кинжалы, ножи). В это время в Златоусте
зародилось редкое прикладное искусство - гравюра на стали.Большой
вклад в развитие гравюры внес П.П.Аносов - великий русский ученый и
металлург. Под его руководством была получена впервые в России булатная
сталь.Художники-граверы нового поколения возродили традиции
Златоустовской гравюры на металле и дали уникальному промыслу новую
жизнь. Мастерские декоративно - прикладного искусства, которые поставили
цель не только сохранить уникальное самобытное искусство украшения
изделий из металла, но и возродить традиции русского оружия. Словом,
возвратить гравюре ее назначение - украшать предмет, будь то кубок или
кинжал, клинок офицерской сабли или подсвечник, поднос или предмет
церковной утвари.Вашему вниманию предлагаются высокохудожественные
эксклюзивные изделия выполненные руками искусных мастеров, которые
изготовлены из латуни, покрыты никелем и золотом 999,9 пробы. Техника
исполнения: многоступенчатый цикл нанесения художественной гравюры:
рисовка кистью, травление, золочение, никелирование. Покрытия позволяют
получить практически не подверженные влиянию времени произведения
искусства.
Начало гравировальному промыслу в Златоусте было положено немецкими мастерами
братьями Шафами. Приехав в начале 19 века на Урал, в декабре 1817 года
набрали первых учеников. Шафы добросовестно передали молодым художникам
все свои секреты, в том числе золочение через огонь. В традициях
Золингена — а именно им и следовали художники — клинок обычно украшался
двумя-тремя символическими рисунками. Чаще всего можно было встретить
перекрещенное оружие, веточку лавра, рог изобилия. Все это редко
составляло единую композицию. А если и делались такие попытки, то
разбросанные по клинку пятна рисунков просто объединялись узкой
позолоченной рамкой. Техника исполнения была традиционна: рисунки
гравировались иглой. Реже на вытравленном поле клинка применялась
возвышенная, рельефная позолота. Взгляните на шпагу, хранящуюся в
Златоустовском краеведческом музее. С первого взгляда даже трудно
понять, что изображено на крошечных рисунках. Тонкие, едва заметные
линии, прочерченные иглой, теряются в золоте и синении. Оригинальных
работ у Шафов в первый период их работы в Златоусте почти не было. Они
копировали рисунки с клинков, которые были куплены в Золингене.
Исполнителей
и заказчиков это пока устраивало. Способ нанесения золота в смеси с
ртутью был известен с глубокой древности. Им, например, с успехом
пользовались скифские ювелиры при изготовлении сережек. Отдельные
мельчайшие детали украшений не сплавлялись, а как бы склеивались
«золотой амальгамою», ртуть затем выпаривалась, и крошечные золотые
маковые зерна, образующие узор, «прилипали» друг к другу. Так что
«секрету» Шафов не одна тысяча лет. Конечно же, этот способ нанесения
золота на сталь был известен оружейникам Тулы, которые еще в XVIII веке
наносили на именное оружие золотые надписи. Кстати, на Златоустовском
заводе со дня его основания работало немало тульских мастеров, и
возможно, что золочение через огонь было здесь знакомо и до приезда
Шафов. Основным инструментом Шафов была игла. Перед нанесением рисунка
они покрывали киноварью всю поверхность клинка. После просушки рисунок
процарапывался иглой и вытравливался. Все, можно сказать, в пределах
правил, ведь именно так работают все граверы — от Дюрера и Рембрандта до
наших современников. А вот Иван Бушуев, один из первых учеников Шафов,
начал изменять технику гравировки. Он вместо иглы берет в руки кисть и
наносит киноварью рисунок. После вытравки рисунок становится рельефным,
так как вся остальная плоскость клинка была протравлена. Такую технику
исполнения уже трудно назвать гравюрой. Бушуев привнес в нее нечто
такое, что не поддается определению.
Если в
руках художника игла — он гравер, если кисть — живописец. А если он
взял в руки кисть, но в остальном остался верен технике гравюры? Поэтому
специалисты осторожно называют новую технику исполнения гравюры на
стали златоустовской. С приходом на фабрику Ивана Бушуева и Ивана
Бояршинова златоустовские граверы больше внимания уделяют синению и
воронению, добиваясь цветовой гаммы от черного до сине-голубого. Клинок
нагревался в горне. Сначала сталь начинала желтеть, потом как бы
наливалась кровью, после чего синела. И в этот момент нужно было угадать
будущий цвет клинка в переходах синего и голубого, закрепить его в
конопляном масле. Золото русские мастера тоже наносили по-своему,
варьируя его толщину в зависимости от задумки: от прозрачных мазков до
густых и выпуклых поверхностей. Словом, вскоре Шафы с удивлением
обнаружили, что им самим приходится учиться у своих учеников. Судя по их
более поздним работам, они не стеснялись это делать. Клинки, украшенные
Шафами в двадцатые годы прошлого века, значительно отличаются от их
первых работ. Рисунки стали раскованнее, в них наметилось композиционное
единство деталей, широкими и смелыми стали мазки золота. В
Златоустовском краеведческом музее хранятся шпага и сабля Шафов того
времени. На сторонах клинка шпаги четкий золотой узор, он тонко
проработан, отдельные рисунки: орнамент, дубовые веточки, звездочка, в
которой помещен вензель Александра I, — все это объединено единым
ритмом. Но особенно интересна сабля. Она посвящена Отечественной войне
1812 года. В клеймах, окруженных сложным орнаментом, летопись боев от
Москвы до Парижа. В такой же манере выполнена шпага А. Закревского,
находящаяся в Государственном Историческом музее (Москва). Надо сказать,
что Шафы, по существовавшей в то время традиции, ставили на работах
учеников свои подписи. И сейчас трудно установить подлинное авторство.
Интересная с этой точки зрения работа хранится в Златоустовском
краеведческом музее. Клинок украшен орнаментом — сложным и пышным, в
золоченой рамке фигура воина в древнегреческих доспехах. На обухе клинка
возле эфеса надпись «Златоуст. Г.Гра». Но ведь документально
установлено, что Гра был полировщиком и никогда не занимался
гравированием. Скорее всего Гра поставил свою подпись так же, как
ставили Шафы свою подпись на работах русских художников. А кто же
украшал клинок? Судя по технике исполнения, сочетающей в себе тонкость,
изящество и смелость композиционного построения, — Бушуев. Но так ли
было? На это пока никто не ответил. В музеях страны хранятся десятки
сабель, палашей и шпаг тех лет, многие из которых не имеют подписи
автора-художника, на них просто – «Златоустъ». И, может
быть, при тщательном изучении нас ждут удивительные открытия. С 1818
года Шафы практически отстранились от дел, уступив руководство своему
ученику Ивану Бушуеву. И хотя формально все еще возглавляли отделение
украшенного оружия, но чувствовали, что их «золотая пора» миновала. В
1823 году в прошении на имя министра финансов об увольнении с фабрики
Николай Шаф писал: «Коренной Золингенский завод не в состоянии
приготовить такого оружия, какое уже сделано было в Златоусте». В том же
году Шафы оставили Златоуст и переехали в Петербург, где открыли свою
мастерскую. В их работах того периода особенно заметно влияние молодой,
уже русской, златоустовской школы гравюры на стали. Та же ясность и
четкость композиции, богатая цветовая палитра. Клинки с клеймом «Шаф и
сыновья» можно встретить во многих музеях страны.
П.Свиньин
писал в 1825 году: «Оружейная фабрика — главнейшая
достопримечательность Златоуста, предмет, достойный обратить на себя
внимание всей просвещенной Европы...» В словах нет преувеличения. Именно
тогда, в основном, сложился стиль златоустовской гравюры на стали.
Именно в те годы она получила заслуженное признание не только в России,
но и за ее пределами. Творчество Ивана Бушуева и Ивана Бояршинова на
многие годы вперед определило развитие нового искусства. Декоративная
выразительность, композиционное и стилевое единство, разнообразие
сюжетов, глубокий реализм их работ стали примером для художников второй
половины XIX века, своеобразной стартовой площадкой в последующих
поисках. Но, следует сказать, златоустовское оружие славилось не только
украшением. Металл самого высокого качества — отличие клинков с Урала. И
здесь место рассказать о трудах горного начальника Златоустовских
заводов Павла Петровича Аносова. Он обладал глубокими знаниями
инженера-металлурга и неутомимой душой искателя. Когда речь заходит об
Аносове, обычно он ассоциируется с булатом. Во многом тому
способствовали сказы Бажова и легенды, которые долгие годы окружали имя
ученого-металлурга. Они полны романтических тайн и счастливых
случайностей. Есть в них разноцветные узоры восточных базаров, синие
горы и бескрайние степи с башкирскими и киргиз-кайсацкими юртами,
смуглыми красавицами в монистах, стариками в лисьих малахаях. И за этой
яркой занавесью легенд стоит огромный труд, бесчисленные опыты по
выплавке стали, тщательное изучение восточных клинков, предшествовавшие
получению булата. Ведь, по сути, именно Аносов стоит у истоков
отечественной научной металлургии, качественного сталеварения. Булат
ввозили из стран Востока в готовых клинках или слитках. Сталь эта имеет
сложную структуру, отличается высокой упругостью и, кроме того,
допускает предельную отточенность. Эти-то вот свойства и ценились
оружейниками всех времен. Особенно широко был распространен сварочный
булат. Для его приготовления использовали полосовое железо, которое
разрубалось на равные части. Затем бралась полосовая сталь и складывался
в своем роде «слоеный пирог»: железо, сталь, железо. «Пирог» этот
сваривали, выковывали, полученные полосы вновь складывали, раскалив их в
горне и обсыпав чугунными опилками, выковывали новую полосу, складывали
впятеро и снова сваривали. Откованный и заточенный клинок закаливали по
особому рецепту. Как видим, сварочный булат получить было не так
просто. «Литой булат» был менее трудоемок: особым способом отжигали
литую сталь. Но последний, не уступая сварочному в твердости и гибкости,
имел гладкую, блестящую поверхность, в то же время, как и сварочный
булат, отличался красивым волнообразным рисунком. Златоустовские мастера
под руководством Аносова не только научились варить булатную сталь
обоих видов, но и значительно улучшили технологию ее получения. Итогом
десятилетней работы стала знаменитая книга П. П. Аносова о булатных
сталях. Большое внимание Аносов уделял поискам новых технологий
украшения клинков.
До
1990 года производство изделий, украшенных в технике златоустовской
гравюры развивалось только на заводе им. В. И. Ленина (позднее завод был
преобразован в производственное объединение «Булат», сейчас
«наследником» этого предприятия является производственное объединение
им. И. Н. Бушуева). В начале 1990-х года творческий коллектив гравюрного
цеха завода распался. Почти одновременно организуется три
самостоятельных предприятия: Мастерские декоративно-прикладного
искусства «ЛиК» (1990), художественная мастерская «Практика» (1991),
мастерская «Формула» (1991).Сегодня в Златоусте более тридцати
художественных мастерских, среди которых мастерские
декоративно-прикладного искусства «ЛиК», ООО «Златоустовская оружейная
фабрика», художественные мастерские «Практика» и «Грифон», ООО
«Клинковое холодное оружие (КХО)», производственно-художественная
«Компания АиР» и другие. Эти предприятия обратились к творческому
наследию мастеров златоустовской школы XIX века, начав свою деятельность
с возрождения прикладного характера златоустовской гравюры. В
ассортименте продукции появилось авторское украшенное холодное оружие,
разнообразная посуда, наборы для охотников, предметы сервировки стола и
украшения интерьера. Каждое предприятие отличается своим стилем, своей
манерой решения художественного образа вещи.Среди уникальных
произведений златоустовских мастеров, созданных в последнее десятилетие
XX века, изделия мастерских декоративно-прикладного искусства «ЛиК»: Щит
и Меч Победы и четыре Меча Памяти и Благодарности народам
стран-участниц антигитлеровской коалиции (1995), Дарохранительница
восстановленного храма Христа Спасителя (1997-2000); памятные мечи «Иван
Бушуев», «Минин и Пожарский», «Александр Невский» (ЗАО «Практика,
1999).
Произведения
искусства, созданные златоустовским художниками-граверами в конце XX
века, украшают залы ведущих музеев России, среди которых Оружейная
палата Московского Кремля (гарнитур оружия, созданный в художественной
мастерской «Практика»), Центральный военно-исторический музей артиллерии
(изделия художественной мастерской «Практика», мастерских
декоративно-прикладного искусства «ЛиК» и др.), Центральный
военно-морской музей (изделия художественной мастерской «Практика»),
Мемориальный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на
Поклонной горе (изделия МДПИ «ЛиК»).Среди современных мастеров
златоустовской гравюры на стали (металле) заслуженный художник России
Н. В. Лохтачева, члены Союза художников России: О. Аверкин, Д. Лохтачев,
Ю. Рябков, С. Чернов, А. Шаланов.С 1829 года мастера златоустовской
гравюры на стали участвуют в отечественных, а с 1851 года — и в
международных оружейных, художественных и ювелирных выставках. Лучшие
работы златоустовских мастеров отмечены высокими наградами в Лондоне
(1851, бронзовая медаль; 1862, серебряная медаль), Париже (1867, 1878,
1900, золотая медаль), Вене (1873, серебряная медаль), Москве (1882,
золотая медаль), Копенгагене (1888, похвальный отзыв), Чикаго (1893,
бронзовая медаль), Н. Новгороде (1896, золотая медаль), Стокгольме
(1897, золотая медаль), Омске (1911, золотая медаль).
Изделия
мастеров златоустовской гравюры на стали находятся в коллекциях
крупнейших музеев России и мира: Оружейной палаты Московского Кремля,
Государственном Эрмитаже, Центральном государственном
военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи,
Музее оружия (Германия, г. Золинген), Лондонском мемориальном музее
герцога Веллингтона, Имперском военном музее (Великобритания, Лондон).
|