Период
Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято
называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии
приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести
итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря
вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и
предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии,
занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой
другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших
преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём
создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные
скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор
считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства
стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг
на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с
большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство
водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление
предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно
исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания
искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их
самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии,
свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным
заимствовать для него из греко-римского искусства.
Солонка "Нептун и Церера"
Челлини, Бенвенуто 1543
Золото, эмаль
Имперская сокровищница
Вена, Италия
Выполнена по заказу французского короля Франциска I. Впоследствии была преподнесена архиепископу Фердинанду Тирольскому
Ваза в форме ладьи
1589
Золото, горный хрусталь; гравировка
Музей серебряных изделий
Флоренция
Возможно, предназначена для свадебного стола Кристины Лотарингской и
Фердинанда I. Башенку на корме наполняли водой или вином со специями;
жидкость стекала по трем трубкам в чашу. Выполнено в мастерской братьев
Саракки в Милане
Сосуды в форме цапель
Конец 16 века
Горный хрусталь
Художественно-исторический музей
Вена
Италия
Изготовлены в Италии в мастерских братьев Сараки, принадлежат к самым
изысканным предметам, собственником которых был Фердинанд Тирольский
Кувшин из раковин моллюска
16 век
Раковины моллюска, серебро, драгоценные камни; позолота, гравировка
Высота 30 см
Музей серебряных изделий
Флоренция
Изготовлен, вероятно, в Антверпене или Нюрнберге. Характерный пример
стиля, распространенного в Западной Европе в это время, отмеченного
модой на изделия причудливого вида, с головами драконов и т.п.
Кубок из раковины
Конец 16 века
Серебро, раковины; позолота
Художественно-исторический музей
Вена
Германия
Приписывается ювелиру Корнблюму Марксу. Это изделие свидетельствует о моде на изысканные и причудливые материалы
Чаша в виде цапли
Конец 16 века
Горный хрусталь, золото; гравировка, эмаль
Музей серебряных изделий
Флоренция
Пример церемониальной столовой посуды при дворах европейских монархов и знати
Кубок "Наутилус"
Серебро, раковины моллюска наутилус; инкрустация золотом
Музей серебряных изделий
Флоренция
Солонка с китайскими мотивами
Кревекер, Франсуа
Вторая половина 16 века
Раковины моллюска, серебро; позолота, гравировка
Высота 16 см
Музей серебряных изделий
Флоренция
Работа парижского мастера. Возможно, входила в приданое Кристины Лотарингской
Статуя-реликварий святого Георгия
Зустрис, Фридрих
1597
Золото, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни; эмаль
Королевская резиденция
Мюнхен
Германия
Шлем французского короля Карла IX
Редон, Пьер
1572
Железо, золото; чеканка, цветная эмаль
Частное собрание
Франция
Внизу под гротескной маской изображена сцена осады города. Характерный пример вкуса последних представителей династии Валуа
Брошь "Леда и лебедь"
Челлини, Бенвенуто
16 век
Золото, лазурит, жемчуг
Музей Борджелло
Флоренция
Камея с портретом Карла Пятого
Леони, Леоне 1536
Золото, эмаль, ляпис-лазурь, яшма
Высота 6,3 см
Метрополитен, Нью-Йорк
Каплевидная подвеска со сценой распятия
Золото, янтарь, жемчуг; резьба, эмаль
Музей серебряных изделий
Флоренция
Принадлежит к сокровищам Медичи
Камея с изображением Афины
Золото, халцедон
Археологический музей
ФлоренцияБогиня совершает жертвоприношение перед огнем на алтаре. Образ
богини дошел до нас фрагментарно; восполнение недостающей части в золоте
традиция приписывает Бенвенуто Челлини. Это образец искусства
Ренессанса, ориентированного на античность
Подвеска
Около 1520 - 1530
Золото, топаз, гранат, сапфир
Высота 6 см; ширина 2,8 см
Музей Виктории и Альберта
Лондон
Ваза
Да Фиренце, Джусто
1485
Яшма, серебро; позолота, эмаль
Музей серебряных изделий
Флоренция
Из собрания Лоренцо Великолепного
Реликварий Святого Себастьяна
15 век
Серебро; позолота, эмаль
Собор Святого Петра
Рим
Изготовлен в виде саркофага, напоминающего античный храм, на ножках в
форме листьев, с черепичной крышей и восемью большими проемами
Потир
14 век
Серебро, золото; позолота, чеканка, эмаль
Капитул собора Святого Петра
Рим
Поступил из древнего Бенедиктинского аббатства Сан-Мартино-аль-Чимино (Витербо) в собор Святого Петра в 1601 году
Дворцовый крест
15 век
Золото, горный хрусталь
Собор Святого Петра
Рим
Один из старейших в сокровищнице Святого Петра (15 век). На пересечении
перекладин в него вставлен фрагмент дерева от Истинного Креста (на
котором был распят Христос).
Ваза
Буонталенти, Бернардо; Биливер, Жак
1583
Лазурит, золото
Высота 40,5 см
Музей серебряных изделий
Флоренция
Камень - итальянская работа.Оправа создана антверпенским мастером-ювелиром