Первое упоминание о Палехе относится к началу 17 века. В различных
документах тех лет говорится о развитом иконописном промысле в Палехе. К
середине 17 века молва о прекрасных работах палехских мастеров достигла
Москвы, и их стали приглашать для росписи в столицу. Иконы, написанные в
Палехе, были достаточно дорогими, так как писались они долго и
тщательно, по старинным образцам.
Посёлок Палех. Шкатулка, 1934 год. И. М. Баканов.
Но к концу 19 века производство иконы в России сильно разрослось, что
привело к ее удешевлению, а как следствие - и к потере качества росписи.
После революции 17 года палехские мастера и вовсе остались практически
без работы. Но после окончания гражданской войны возникла необходимость
использовать накопленный иконописный опыт в других областях искусства.
Golikov Sobinov lohengrin
Palekh Comintern
BakanovPalekhKhokhloma
Голиков И.И. Охота на льва
"Тройка" Коновалова Юлия
Так, в течение нескольких лет, зародилось новое искусство Палеха. Особое
место среди других видов творчества стала занимать лаковая миниатюра на
различных изделиях - шкатулках, брошах, пудренницах, изготовленных из
папье-маше. Новому искусству была присуща и новая тематика - добавились
сюжеты из деревенской жизни, сюжеты из русских народных сказок, сюжеты,
взятые из творчества русских писателей и поэтов.
"Иван-Царевич и серый волк"
Труд художника-миниатюриста требует постоянного вдохновения, а также
огромной точности и аккуратности. Нередко палехским художникам
приходится применять при росписи увеличительное стекло. Неповторимое и
изящное искусство палехской лаковой миниатюры основано на принципах
древнерусской росписи и народного творчества. Палехская лаковая
миниатюра является неотъемлемой часть русского декоративно-прикладного
искусства.