Владимир Анатольевич Денщиков - Народный артист Украины, режиссер,
художник-постановщик, артист Крымского академического русского
драматического театра имени М. Горького. Несмотря на занятость в театре,
Владимир Анатольевич всегда находил время для хобби. Более 30 лет он
занимается макраме.Сегодня в его творческом багаже выполненные на
высочайшем художественном уровне объемные иконные ризы и картины.
Работы
Денщикова покоряют удивительной атмосферой света, добра и спокойствия.
Все они выполнены в технике узелковое плетение – макраме-коллаж, в
которой автор работает более 35 лет.
Владимир
Денщиков с 1975-2007 гг. работал артистом, режиссером,
художником-постановщиком в Крымском академическом русском драматическом
театра им. М. Горького. В 2007 г. перешел на преподавательскую работу.
Заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым, Народный
артист Украины, Лауреат премии АРК 2009 г. в номинации прикладное
искусство.
Родился Владимир Денщиков в Киеве, в 1952 году.
Увлечение Владимира Денщикова, получило всемирное признание. Из
льняной нити, с помощью узелков он делает уникальные вещи.
Иконы
Владимира Денщикова, детали узоров на окладах и ризы образов, созданы
из льняной нити (0,5-2 мм), причем каждый узелок завязан вручную, то
есть без применения технических средств (спиц, крючков и т.п.).
Техника,
в которой работает Денщиков — авторская, она так же уникальна, как его
иконы. Эта техника запатентована и называется «узелковое плетение —
макраме коллаж». В работах последних лет использована также
запатентованная «рукотворная ткань» нескольких видов, один из которых
автор применяет при создании одеяний и риз святых, изображенных на
иконах. Специалисты называют Владимира Денщикова основоположником нового
направления в иконотворчестве. Его иконы создают потрясающее ощущение
объема и глубины.
Работы
мастера экспонировались на выставках Германии, Австрии, Венгрии,
Украины и в Крыму. Они также находятся в частных коллекциях Украины,
России, Чехии, Венгрии, Германии и США. Все иконы действующие, они живут
и помогают людям, например, в Храме-маяке поселка Малореченское в
соборе Николая Чудотворца. В июле 2010 г. икона «Умиление» была
принесена в дар Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу. В
мае 2011 г. икона «Святой Благоверный князь Владимир» вручена
Блаженнейшему Митрополиту киевскому и всея Украины Владимиру.
Знамение Пресвятой Богородицы
Денщиков Владимир Декоративно-прикладное искусство
Для создания икон Владимир Анатольевич использует уникальную авторскую
технику макраме-коллаж, не имеющую аналогов в мире. Лики и руки святых
прописываются, а ризы и оклады выполняются из нетипичного для этого
искусства материала – льняной нити толщиной 0,5-2 мм. Каждая из работ
мастера насчитывает миллионы узелков, завязанных вручную, без применения
каких бы то ни было технических средств.
Троица
Все работы существуют в единственном экземпляре: ни одно из произведений
не повторяется благодаря использованию в них нескольких видов
рукотворной ткани, техника изготовления которой запатентована автором.
«Из рукотворной ткани я делаю одежду святых. – рассказывает Владимир
Анатольевич. -
Берется полумиллиметровая льняная нитка и складывается одна к одной. Все
это фиксируется и получается ткань, которую я увлажняю и формирую из
нее складки, фалды одеяний. При этом надо работать очень быстро и точно,
поскольку поверхность из сложенных одна к одной ниточек может мгновенно
расползтись.»
Умиление Пресвятой Богородицы
На вопрос «Как художник пришёл к идее создания своих необычных икон»,
автор отвечает так: «Обычно сначала я делал фантазийные работы на
плоскости. Потом стал придавать им объем. Поскольку в
театре работал еще и художником-постановщиком, это как бы мое
профессиональное свойство - создавать объемность. Кстати, из-за этого и
перешел к работе над иконами. Как-то в храме посмотрел на икону
Владимирской Богородицы. Она не была написана на деревянной доске, а
изготовлена: оклад серебряный, некоторые детальки металлические. Икона
объемная, и я подумал: попробую такое же сделать
из льняной нити. Макраме я занимаюсь 30 лет, а иконами - 10. В этой технике можно совершенствоваться бесконечно.»
Казанская Пресвятая Богородица
В иконах, созданных руками В. Денщикова, нет золота и самоцветов,
бархата и жемчуга – художник избрал другой, «льняной» способ выразить
духовное содержание священных образов. Лен, согретый солнцем и вспоенный
землей, дышит и живет, как дышит и живет каждый узелок в полотне
оклада. Погружаясь в безмерное сияющее пространство иконы, зритель
испытывает чувство просветленности, стремление стать чище и лучше,
подарить этот свет доброты и милосердия другим людям. Сделанные из
простой серой нити, они точно выражают идею православия, считает автор,
просто и натурально.
Николай Чудотворец
Работы В. Денщикова экспонировались на выставках Германии, Украины, в Крыму, а также находятся в частных коллекциях.
Пантелеймон Целитель
Каждая работа уникальна и существует в единственном экземпляре.
На
выставке в Киево-Печерской лавре работы прошли экспертную оценку и
получено предложение представить работы в составе национальной
экспозиции в Париже.
Интервью:
Владимир Анатольевич, на Вашей выставке представлены удивительные иконы. Как называется этот вид искусства?
- То, что вы видите, начиналось с техники, которая называлась «макраме-коллаж». Совершенствуя, специалисты добавили туда такое название, как «узелковое плетение», и макраме осталось только в основе. Теперь эта техника называется «узелковое плетение макраме-коллаж с использованием некоторых видов рукотворных тканей». Рукотворные ткани я придумал и запатентовал сам. В ризах, одеяниях святых использую своеобразную ткань, которая сложена из полумиллиметровых льняных ниточек без поперечного крепления. Неоднократно мне предлагали вплетать туда золотые, серебряные нити, – я категорически против этого. Моя идея – создать изо льна то, что создавали наши предки, и что так поражает в храмах в убранстве алтарей, икон, украшенных золотом серебром, дорогими камнями. Я работаю без особых приспособлений – без крючка, спиц. Каждый узелочек завязан вручную. Ширина нити колеблется от 0,5-2 мм. Узор навязывается из этих ниточек и монтируется с помощью техники макраме-коллаж. Затем используется рукотворная ткань, которую я создаю – показать ткани в движении (складки, фалды), чтобы они не просто лежали одномерно в плоскости, а находились в движении. - Но ведь это очень трудоемкий процесс!..
- Да, работа очень ответственная, поскольку ткань надо увлажнять, а если упустить момент, то она расползется на полумиллиметровые ниточки и ничего не получится. Лик Господа или святого пишется на холсте маслом. То есть в иконах используются только натуральные материалы. После болезни (я перенес инсульт) писать лики мне помогает наша крымская художница, хотя до болезни делал все сам. В своих первых работах пробовал даже лики выполнять техникой макраме. Но пришел к выводу, что лик должен быть писанным, а вот оклад – каким угодно: серебро, золото. В моем случае – это исключительно лен.
- Но почему именно лен?
- Потому, что он для меня ассоциируется с православием: такой же простой, чистый, доступный, прочный навеки. Наши предки ходили в льняных одеждах, лен всегда сопровождал нашу историю. Как-то посчитал количество узелочков на 1 дм. кв. Получается, что в каждой работе размером 40 на 50 см – от 1 до 1,5 млн. узелков, завязанных вручную! На одну такую икону уходит 3-6 месяцев. Все говорят, какое терпение надо иметь. А я вам скажу: для меня это – колоссальное удовольствие! Работать еще приятнее, когда начинает вырисовываться картинка. Отрадно, когда видишь потом эту икону в доме у друзей, в храме. Одна такая икона Святителя Николая Чудотворца уже находится в пос. Малореченское – в храме-маяке в честь моряков и погибшим на водах. Начинал работать над ней еще до болезни, потом случился инсульт. Но, поскольку обещал работу завершить к Пасхе 2007 года, попросил привезти икону в палату и доделывал ее там. Немного помогала мне супруга Наталья Малыгина, тоже народная артистка Украины. Сейчас в театре не работаю, преподаю в Институте культуры в Симферополе – мастерство актера, режиссуру и сценографию.
- В Ваших иконах присутствует необычная глубина…
- Может быть, она пришла ко мне из театра. В свое время я оформлял спектакль как художник-постановщик. А там, как вы знаете, есть первый план, второй, третий и т.д. Этот момент, наверное, и послужил толчком для создания глубины в иконах.
- Как Вы готовитесь к написанию иконы: молитесь, или идете за благословением?
- Да, обязательно спрашиваю благословения или у Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, или у нашего семейного духовника отца Василия, настоятеля храма во имя Святителя Николая Чудотворца в Симферополе. В меру того, что мне позволяет здоровье после инсульта: у меня сейчас - сахарный диабет, но я пощусь. Хотя пост понимаю не только в том смысле, что съел, а – что в душе и в сердце…
- И сколько у Вас таких льняных икон?
- За 5-7 лет изготовил больше 70, где-то до 100. Они находятся в частных коллекциях – у друзей, высокопоставленных лиц государства, многие – в храмах.
- Свои работы продаете или дарите?
- По-всякому бывает. После болезни были необходимы средства для восстановления руки и ноги, поэтому приходится иногда иконы реализовывать. Хотя сейчас стараюсь этого не делать. Есть предложения подготовить выставку, а для нее необходимо иметь свои работы. Нельзя же использовать доброту друзей, которые предоставляют для выставок работы из своих коллекций.
- Где еще проходили Ваши выставки?
- Представлял экспозицию в Симферополе, в Москве – в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха – проходила выставка «Святой лен». В Саках готовил выставку в Ливадийском дворце — для инвалидов-колясочников. За год у меня состоялось четыре персональные выставки. Когда Святейший Патриарх всея Руси Кирилл находился в Симферополе, ему преподнесли мою икону, и он был поражен. Потому что в такой технике исполнения он еще не видел святых образов – узелковое плетение макраме-коллаж с использованием некоторых видов рукотворной ткани. По благословению нашего Владыки Крымского Лазаря, я создал работу «Александр Невский» для воссоздающегося кафедрального собора в Симферополе. На ее творение ушло 14 месяцев. В полотне, размером 1м на 1,3 м, больше 9 млн. узелков, Александр Невский изображен в полный рост. Работа очень интересная и богатая, надеюсь, что она будет подарена восстановленному храму. Я очень счастлив, что имею к этому отношение.