Вологодское кружево
Слово
«кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края
одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на
Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей,
князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых
нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с
конца XIX века - из хлопчатобумажных нитей. Кружево - удивительное
творение человеческой фантазии, зародилось как вид декоративного
украшения изделий из ткани и со временем обогатило сферу искусства,
поражая роскошью ажурных узоров и переплетений.
Кружево
делится на шитое иглой и коклюшечное. Изначально в Европе шитое
кружево было принадлежностью аристократии, а кружево, плетеное на
коклюшках, было распространено в народе. Интересно то, что в истории
русского коклюшечного кружева наблюдается подобное деление. Одни кружева
имели аристократический характер, а другие - народный. Первые -
являлись подражанием иностранным образцам, а вторые, бывшие в
употреблении у народа, оказались настолько самобытны, что трудно
определить историю их происхождения.
Техника плетения с помощью коклюшек
В музее вологодского кружева
кружевные узоры
Как сто лет назад
Кружевничество, как промысел, в
Вологодской губернии существует с 1820 года. Официальным исследованием
(С.А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех
значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики»,
поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из
таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды
в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали
тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая
западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских
плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов
народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов
местного населения.
источник
источник
|