Жостовские подносы - расписное чудо
Промысел
расписных металлических подносов возник в середине 18в. на Урале, где
были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил,
Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы
стали изготавливать в деревнях Московской губернии - Жостове, Троицком,
Новосельцеве и др.
История
жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в нескольких
подмосковных селах и деревнях - Жостове, Осташкове, Хлебникове и других -
возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из
папье-маше.
В
1825 г. художник - миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской
фабрики по изготовлению металлических подносов, основал в Жостове
мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В
прейскуранте Вишняковых значилось:"Заведение братьев Вишняковых
лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, шкатулок,
портсигаров, чайниц, альбомов, и проч. существует с 1825 года".
В
начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что
привело к упадку промысла. В 1928г. все мелкие артели объединились в
специализированную артель"Металлоподнос" с центром в деревне Жостово.
Основной
мотив жостовский росписи - цветочный букет преимущественно на чёрном
или красном фоне. Значительно реже используются другие цвета.
Традиционной особенностью росписи является импровизированное исполнение
каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры и не по
образцам, а ориентируясь на своё воображение и композиционные приёмы,
поэтому двух одинаковых подносов не бывает.
Для
производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь:
листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости
бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают
масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи.
Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без
применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию.
Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему,
зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими
подносами. Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым
порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой
(белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком.
Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором
чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Вначале делается
замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени,
прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими
линиями — прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с
более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю
очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка). После
росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с
просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального
блеска.
За
свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали
самостоятельными декоративными предметами, а ремесло обрело статус
уникального вида русского народного искусства.
В настоящее время производство подносов с лаковой росписью
сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.
Источник
|