Много чего исправляется, замазывается и вообще исчезает. есть примеры: Матиас Альфельд (Matthias Alfeld) из университета Антверпена (Universiteit Antwerpen), Бельгия, обнаружил на картине XIX века под изображением спокойной брюнетки оживленную блондинку.
Практика
накладывать исправления или совсем новое изображение поверх старого
была вполне распространена среди итальянских художников, однако столь
кардинальные перемены все-таки встречаются нечасто. Матиас Альфельд
использовал для сканирования картины технику макро-рентгеновской
флюоресценции. Во время сканирования химические элементы на картине,
стимулированные рентгеновскими лучами, начинают светиться, позволяя увидеть скрытые краски, не повреждая картину. Сканирование показало, что за брюнеткой «прячется» блондинка с красной лентой в волосах.
На самом деле до сих пор даже неизвестно, кто написал эту картину.
Согласно одной из наиболее распространенных версий, это был немецкий
художник Филипп Отто Рунге (Philipp Otto Runge), а на картине изображена
его жена, однако не все с этим соглашаются. Анализ картины был сделан
по заказу ее нынешнего владельца, который хотел уже выяснить точно имя
автора. Тем не менее пока анализ вместо того, чтобы разъяснить ситуацию,
только добавил загадок.
______________________
В Москве находится картина, на которой один из персонажей также
претерпел некоторую трансформацию, пусть и не столь драматическую.
Речь идет о картине «Дама с единорогом» Рафаэля,
выставленной в Государственном музее изобразительных искусств им.
Пушкина, Москва. Картина предоставлена Галереей Боргезе, Рим, Италия.
«Дама с единорогом» известна искусствоведам с 1897 года, авторство
Рафаэля было установлено только в XX веке. Так вот, в середине 30-х
годов с помощью рентгеновских лучей удалось восстановить порядок работы
над картиной – оказалось, что она многократно переписывалась и в более
ранних версиях в руках у дамы был не единорог, а собачка.