«Мона Лиза» Леонардо да Винчи.
Новости культуры
Рим,
Associated Press. Сильвано Винчети (Silvano Vinceti), историк,
изучающий произведения искусства, 2 февраля дал пресс-конференцию в
Риме, на которой представил результаты своего детального исследования
«Моны Лизы» Леонардо да Винчи. Винчети утверждает, что моделью при
написании этой картины был ученик Леонардо да Винчи – Жан Жакомо
Капротти, известный как Салай (Gian Giacomo Caprotti, Salai), который
раотал с Леонардо много лет, начиная с 1490-х.
Сильвано Винчети на презентации в Риме 2 февраля 2011 г.
AP Photo / Andrew Medichini
Винчети сказал, что «Мону Лизу» не стоит рассматривать как просто
портрет. Эта картина является воплощением всех научных, творческих и
философских представлений Леонардо. На протяжении довольно длительного
времени, Леонардо оставлял и вновь возвращался к её написанию. За эти
отрезки времени на Леонардо имели влияние различные люди, события и
другие источники вдохновения, в результате чего полотно насыщено
множеством скрытых смыслов.
Теория Винчети – не единственная среди различных мнений относительно
происхождения «Моны Лизы» и, главным образом, загадки её
гипнотизирующей улыбки. Есть другие теории, самая популярная из которых
придерживается предположения, что «Мона Лиза» – автопортрет Леонардо.
Другая, относительно новая теория, популярная в научных кругах –
гласит, что на картине изображена Лиза Жерардини (Lisa Gherardini),
жена флорентийского купца Франческо дель Джокондо (Francesco del
Giocondo).
Жан Жакомо Капротти, ученик Леонардо, работавший с ним на протяжении
боле чем 20 лет, скорее всего являлся любовником Леонардо. С этим
предположением согласны большинство историков.
На пресс-конференции Винчети отметил, что Салай присутствует на
нескольких картинах Леонардо, например на картине «Св. Иоанн Креститель»
(St. John the Baptist) или на не очень известном рисунке «Ангел
Волплощения» (Angel Incarnate), в виде женоподобного юноши с длинными
каштановыми волосами.
Салай в образе"Св. Иоанна Крестителя"
Винчети отметил поразительное сходство его черт лица, особенно носа и
рта, с «Моной Лизой», но не исключил возможность того, что Лиза
Жерардини всё-таки имела некое влияние на Леонардо на начальных этапах
создания «Моны Лизы». Сильвано Винчети также высказал предположение,
что в последствии на образ загадочно улыбающейся «Моны Лизы» могла
повлиять дворянка Беатрис Десте (Beatrice D'Este), жена герцога Милана
Людовико Сфорза (Ludovico Sforza), у которого Леонардо работал в конце
XV века. В то время Леонардо занимался своим монуменатльным творением
«Тайная вечеря» для монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане.
«Салай был любимым натурщиком Леонардо, и, безусловно, он вставил
многие его черты в портрет Моны Лизы» – сказал Винчети. Однако, это не
первая ассоциация Салая с «Моной Лизой» и некоторые учёные-историки
относятся к этой версии скептически. Например, эксперт по Леонардо да
Винчи – Пьетро Марани (Pietro Marani) считает теорию Винчети
необоснованной.
Кстати, большинство историков придерживаются мнения, что Леонардо
приступил к работе над «Моной Лизой» по возвращении из Милана, в 1503
году. Однако Винчети считает, что это могло произойти раньше, в конце
1490-х, ещё в Милане.
"Новости культуры" |