Эриксен, Вигилиус. Портрет Екатерины II перед зеркалом
***
Портрет Екатерины II нетрадиционен по своей композиции. Благодаря зеркалу императрица показана дважды — в три четверти и в профиль, что придало всему изображению оригинальность и особую значимость. До В. Эриксена такой композиционный прием в русской парадной портретистике никто не использовал.
Мастером соблюдены все правила официозного изображения: императрица представлена в торжественном наряде с лентой, звездой и крестом высшего российского ордена св. Андрея Первозванного. Однако вместе с тем в портрет привнесены и камерные нотки.
Художник искусно и тонко польстил императрице: она показана прежде всего как женщина. Екатерина II грациозном поворачивается к зрителю, на нежно-матовом лице многозначительная полуулыбка. Кончик туфельки куртуазно выставлен из-под платья с пышными фижмами по моде того времени. В правой руке с изысканно отставленным мизинцем она изящно держит веер, но отнюдь не скипетр. Одновременно в темном зеркале, не отражающем никаких лишних предметов, дан медально четкий и официозно строгий профиль монархини. На столик перед зеркалом положены все причитающиеся ей царские регалии.
Художник проницательно угадал два облика Екатерины Алексеевны: властной императрицы и женщины, испытывающей любовную слабость к многочисленным фаворитам.
Портрет, разумеется, весьма благосклонно был принят заказчицей. Об этом свидетельствуют его многочисленные повторения. Одно из них в уменьшенном варианте Эриксен исполнил для Романовской галереи Зимнего дворца (1779. ГРМ), другое — для Китайского дворца в Ораниенбауме. Также кисти Д. Г. Левицкого принадлежит вольный список с этой работы. Портрет по плечи был гравирован Антуаном Радигом в 1768 году — по мнению современников, это была самая близкая к оригиналу копия. Позднее гравюры с портрета Эриксена исполняли И. М. Сток, Е. Хенне и другие.
Пелевин Ю. А.
|