ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ И
"ДЕВОЧКА В МАКОВОМ ВЕНКЕ"
«Девочка в маковом венке» - эта картина Ореста
Кипренского известна сразу была по достоинству оценена почитателями таланта
художника. Но кого изобразил Орест Кипренский, кто эта девочка, и как сложилась
ее судьба?
Солнечным весенним днем 1816 года в Рим приехал
34-летний красивый брюнет с кудрявыми волосами и огромными шоколадными глазами.
Несмотря на то, что Орест Кипренский был незаконным сыном помещика и крепостной
крестьянки, он получил в соответствии с Петровской табелью о рангах
потомственное дворянство.
Сей титулованный господин после трехмесячных
поисков, наконец, нашел себе уютную студию на улице Сан-Исидоро, 18, вдали от
шума и людской суеты. Кипренский был счастлив, потому что никакие внешние
обстоятельства не отвлекали его от смысла жизни — написания картин. Он жадно
взялся за работу...
Однажды к нему пришла девочка, которая должна была
олицетворять молоденькую вакханку для картины «Анакреонова гробница». Малышка
переступила порог комнаты, обхватив своими маленькими ручками мамины ладони. В
тот миг Орест Адамович вряд ли мог представить, что Анна-Мария Фалькуччи станет
его судьбой. Итальянка, дочка натурщицы, поразила художника своей красотой.
Наивные детские глаза искреннее говорили о том, что будущее — безоблачно.
В 1819 году Орест Кипренский написал портрет Мариуччи (так художник называл
свою музу на римский манер) — «Девочка в маковом венке». Этот десятилетний
ангел отличался необыкновенной грациозностью и вполне взрослым умом. Орест
Адамович сильно привязался к ней. Вдобавок у девочки было слабое здоровье,
росла она в крайней бедности. Именно поэтому Кипренский взялся опекать
Мариуччи.
Ее мать всячески препятствовала заботам и участию в
судьбе своей дочери странного господина, однако шантажировала художника и
выманивала у него деньги.
В 1823 году, по истечении срока пребывания в Италии,
Кипренский нашел старого аббата и устроил Фалькуччи в школу при католическом
монастыре.
На долгие пять лет художник покинул Рим. Все эти
годы Анна-Мария томилась в стенах монастырской школы. Будучи скромной девочкой,
она вела уединенный образ жизни и почти не общалась с другими детьми. Когда
заканчивались уроки, Мариуччи в своей комнате корпела над учебниками, изредка
выходя гулять.
Это странное поведение вскоре породило неприятные,
глупые и обидные для детской души намеки. А в том, что Орест Кипренский —
любовник девочки, никто в школе не сомневался. Несчастная Мариуччи постоянно
плакала, но не осмеливалась обратиться за помощью к наставницам.
Постепенно Анна-Мария из подростка превращалась в
божественно красивую девушку Она часто вспоминала своего «чудесного и милого
друга» — так она называла Ореста Адамовича. Девушка надеялась встретиться с ним
и мечтала о любви. В это время в холодной России Кипренский тоже тосковал.
Более того, он хотел жениться на обворожительной Мариуччи, и в середине 1828
года вернулся в Рим.
На следующий день после приезда Орест Адамович
отправился в школу при монастыре — девушка от радости залилась слезами и
повторяла: «Ты приехал, чтобы уже никогда не отпускать от себя свою Мариуччи.
Пожалуйста, забери меня из этого кромешного ада». Через неделю художник снял
маленький двухэтажный дом на окраине Рима, где и поселился вместе с
Анной-Марией.
В июне 1836 года Орест Кипренский принял
католичество, а в июле тайно обвенчался с Мариуччи. Сложно сказать, обрел ли
художник желанный покой в Италии... Некоторые современники полагали, что он
часто ссорился с молодой женой и много пил. О пагубной страсти Кипренского
ходили легенды. Его друг, художник-гравюр Федор Иордан, будущий ректор Академии
художеств, рассказывал, что каждый день Орест напивался в ближайшей кофейне, а
затем запасался белым хлебом и кормил бездомных собак. Драки голодных животных
за кусок хлеба веселили художника...
Супруги прожили вместе недолго. В октябре 1836 года,
через четыре месяца после венчания, Орест Кипренский умер
от воспаления легких. Через несколько месяцев Мариуччи родила дочь — Клотильду
Кипренскую, чей след, к сожалению, безнадежно затерялся.
|