Илья Репин. Портрет П.М.Третьякова
Илья Репин. Портрет П.М.Третьякова. 1883. Холст, масло. 101 x 77. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Знакомство
И.Е.Репина и П.М.Третьякова относится к самому началу 1870-х.
Свидетельством их искренних, глубоко уважительных и дружеских отношений
является коллекция произведений художника, собранных Третьяковым. Им
были приобретены пятьдесят две живописные работы маслом и восемь
рисунков. Репин был одним из главных исполнителей портретных заказов
Павла Михайловича для его галереи портретов выдающихся деятелей русской
культуры. Третьяков внимательно относился к рекомендациям Репина по
приобретению произведений других художников. В частности, после смерти
И.Н.Крамского по совету Репина Третьяков приобретает у наследников
художника ряд его произведений. Репин писал Третьякову о продающихся
картинах К.П.Брюллова, А.Г.Варнека, А.Г.Венецианова, С.Ф.Щедрина и др.
Художник высоко ценил подвижническую деятельность Третьякова, называя ее
"колоссальным, беспримерным подвигом", а самую галерею "чудным
памятником". Переписка художника и собирателя, продолжавшаяся двадцать
пять лет (1873-1898), свидетельствует о неизменном уважении и
заинтересованности в деятельности друг друга.
Репина писал
портреты быстро, с непобедимым желанием дать не только портретное
сходство, а схватить и передать внутренний мир человека, самое
сокровенное его души. Во время сеанса вызывал на разговоры, споры.
Третьяков долго
не соглашался позировать, не хотел, чтобы посетители выставки узнавали
его в лицо. Репин, напротив, считал, что в России и во всем мире должны
знать Третьякова, такого замечательного человека, создателя первой
национальной галереи. Репин изобразил Третьякова в обычной его позе,
когда Третьяков сосредоточено, внимательно слушает художника, почти
каждое воскресенье он бывал у Репиных.
Портрет, начатый в
январе 1882, из-за занятости П.М.Третьякова писался И.Е.Репиным с
большими перерывами, особенно после переезда художника в сентябре из
Москвы в Санкт Петербург, и был завершен в 1883.
Портрет П. М.
Третьякова не отличается темпераментностью кисти, бросающейся в глаза,
жизненной трепетностью, блеском колорита, как, например, портреты
Пирогова и Стрепетовой. Но к сдержанной, крайне скромной натуре
Третьякова такая техника не пошла бы. Репин выбрал суховатую, строгую
манеру живописи. Репин изобразил его ушедшим в себя, поглощенным думой.
Фон — любимая им галерея, дело всей его жизни. Тяжелые багеты висят над
его сутулой спиной, примостившейся к мягкой спинке стула.
Красиво
правильное строгое иконописное лицо - рыжеватая борода, карие глаза под
соболиными бровями; характерен жест рук, выражающий собранность, даже
некоторую замкнутость характера. Оригинальна и выразительна превосходно
написанная, очень индивидуальная рука с тонкими, длинными, несколько
изогнутыми пальцами, лежащими на драповой ткани купеческого сюртука.
Современники находили, что портрет отличался безусловным глубоким
сходством.
|