«Христос во гробе» Карл Брюллов
Русский музей в Санкт-Петербурге показал журналистам картину Карла Брюллова «Христос во гробе». На протяжении семи лет полотно хранится в музее как контрабанда, поэтому широкой публике оно недоступно, передает НТВ.
Предположительно, Карл Брюллов написал полотно для церкви графа Адлерберга, который некоторое время жил в Петербурге, а потом уехал в Европу и забрал, очевидно, картину с собой.Картина демонстрировалась журналистам в полумраке, поскольку если с другой стороны картины установить источник света, то она начинает светиться и становится похожей на слайд на матовом стекле. Все дело в необычной технике: Брюллов использовал тонкий холст, в качестве грунта — крахмал, а масляные краски накладывал тонким слоем.
Проводя экспертизу картины, музейщики не скрывали своего восхищения: они назвали ее шедевром, а ее находку — историко-культурной сенсацией. Эта работа Брюллова, по мнению музейных специалистов, уникальна. Она большая: 2х1,5 м. На ней изображен Христос со склонившимся над ним в молитве ангелом. Картина написана в уникальной технике. Представьте себе: двухметровый кусок тончайшего холста арочной формы, на который в качестве грунта нанесен крахмал, а сверху тонкий слой масляной краски. Поэтому, если картину подсвечивать сзади, она начинает светиться и напоминает двухметровый слайд, положенный на подсвеченное сзади матовое стекло». Картина была в крайне плохом состоянии: в помещении прихода случилась протечка, картину залило водой, и она была сильно повреждена плесенью.
Думал ли когда-нибудь Брюллов, что окажется в центре криминального дела?...
Полотно хранится в музее как вещественное доказательство в деле о контрабанде культурных ценностей. Александр Певзнер, который обнаружил картину в одном из православных приходов Бельгии, нарушил российские законы, когда ввозил картину в Россию на экспертизу. В частности, он внес в в таможенную декларацию заведомо недостоверные сведения (не указал авторства Брюллова), тем самым совершив незаконное перемещение картины через таможенную границу Российской Федерации.
Следствие уверено: коллекционер купил картину за 100 тыс. евро и собирался перепродать ее Русскому музею, а чтобы сэкономить на таможенных сборах, специально не указал особую культурную ценность груза.Сам коллекционер отвергает обвинения и говорит, что лишь предполагал авторство Брюллова, но не имел официального подтверждения этому. Александр Певзнер, гражданин Германии, в Россию больше не приезжает, его интересы отстаивают адвокаты. Картина же остается предметом спора и продолжает храниться в Русском музее как вещ.док.
В 2007 году после многолетней реставрации в постоянную экспозицию Третьяковской галереи вернулось произведение Карла Брюллова «Портрет В.А.Перовского». В первый раз картина поступила на реставрацию в 1930 году с многочисленными разрывами на холсте. Кроме того, из-за деформации полотна красочный слой во многих местах осыпался.Холст дублировали, в местах утрат красочного слоя подвели реставрационный грунт, а на поверхность нанесли толстый слой лака. Со временем лак пожелтел, и потрескался. Новая реставрация выявила авторскую фактуру и открыла детали изображения, которые стали незаметными под слоем потрескавшегося лака.
Сколько стоит картина «Христос во гробе» (полотно 2х1,5 м), пока никто не знает. Известно только, что в октябре 2009 года в Лондоне акварель Брюллова «Портрет Джованины Пачини» размером 17х21 см была продана за $455 тыс.
Источник
|