Вторник, 26.11.2024, 11:47
МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК (12+)
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Художники России [53]
Художники Европы [43]
А время идёт ...
Установи часы правильно

Скорей бы выходной
Мини-чат
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 3343
Орфография
Система Orphus
География гостей
Главная » Статьи » Рассказы о шедеврах » Художники России

Художник Пукирев В. В. Неравный брак


"Неравный брак" (1862 г.)




По следам судеб главных героев знаменитой картины



В 1860 году в церкви Трех святителей на Кулишках венчались Андрей Александрович Карзинкин и Софья Николаевна Рыбникова. Ничего особенного не было в том, что родители невесты предпочли влюбленному в их дочь Сергею Михайловичу более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого (на 13 лет старше невесты) жениха. Интригующим явилось другое: Сергей Михайлович, по свидетельству Н. П. Сырейщикова - внучатого его племянника, вынужден был стать на свадьбе шафером. Что могло толкнуть молодого человека на этот странный поступок?
    Недавно опубликованная рукопись Н. А. Варенцова пролила свет на эту историю - оказывается, сестра Андрея Александровича была замужем за старшим братом Сергея Михайловича - Николаем.
    Тонкими, опосредованными связями соединяются в эскизе и картине образы невесты и шафера. Во-первых, своей непосредственной близостью друг к другу в тесном пространстве интерьера церкви. Во-вторых, они молоды и прекрасны, объединены одним глубоким тайным переживанием, наиболее полно выразившимся на лице невесты. На груди шафера, как и полагается, - роза. Но в данном контексте цветок, приколотый почти у самого сердца, воспринимается как своего рода знак обреченного на страдание сердца.
    Сравнивая образ шафера на эскизе с фотографией с портрета С. М. Варенцова в молодые годы, написанного Пукиревым (местонахождение неизвестно), нетрудно догадаться, что увлеченный сюжетом художник решил сохранить на полотне образ молодого человека с прекрасной наружностью.
    Против такого намерения запротестовал Сергей Михайлович, возможно, потому, что он собирался жениться на Ольге Урусовой. И Пукирев был вынужден согласиться: на картине в образе шафера мы видим уже самого автора произведения.

    Доказательством, что это не кто иной, как Пукирев, служат свидетельства современников и сличение шафера с образом художника на картине "В мастерской художника" (1865, ГТГ), где, по свидетельству Н. А. Мудрогеля, автор изобразил себя. То, что "со скрещенными руками в картине - это сам В. В. Пукирев, как живой", подтверждает и друг Пукирева - С. И. Грибков.

    Насколько схож образ невесты со своим прототипом в эскизе, неизвестно. Грибков и Мудрогель утверждают, что на картине мы видим невесту художника, а последний к тому же вносит удивительные подробности о ее судьбе: "…богатый и знатный старик сгубил ее жизнь". Но только благодаря публикации Н. Шестаковой удалось узнать имя модели, позировавшей для образа невесты, - Прасковья Матвеевна (девичья фамилия ее неизвестна), выданная впоследствии за Варенцова.

    Большое внимание автор уделяет образу жениха.
    Грибков отмечает, что это известное лицо. Кто же?
     В свое время Л. Кац обратила внимание, что большой (247х159,5) посмертный парадный портрет тверского предводителя дворянства Алексея Марковича Полторацкого (Тверская картинная галерея) работа Пукирева 1861 года, напоминает образ главного героя картины. С другой стороны, Н. П. Сырейщиков утверждает, что голова была написана с повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых. Возможно, что для эскиза действительно позировал именно этот человек, во всяком случае, имя его значится в архивных сведениях: лысый лоб с зачесами седых волос, особой формы нос, бритый подбородок, тонкие, запавшие губы большого рта, тяжелые веки полуприкрытых глаз, выражение лица почти смущенное.
     То самое, едкое, снисходительно-раздражительное, было найдено художником в этюде к картине, который находится в ГТГ и имеет название "Голова старика", а на обороте надпись: "Писано съ князя Цицiанова". Таким образом, в прорисовке образа жениха просматривается цепочка: фигура и одежда - от Полторацкого, голова, с особенным выражением лица, - от Цицианова, венчик седых волос, при необычайном сходстве с последним, от Владимира Ивановича.

    Нелишне разобраться и в логике художника в решении задачи психологического наполнения образов жениха и невесты. На мой взгляд, на нее могла повлиять пьеса А. Н. Островского "Бедность не порок", поставленная в 1854 году на сцене Малого театра и опубликованная в "Москвитянине" в том же году.

© Люмила Полозова




Пукирев Василий Владимирович

(1832-1890)


Родился В. В. Пукирев в крестьянской семье. Учился у иконописца в Могилеве. Во второй половине 1840-х гг. он попадает в Москву и через некоторое время, в 1847 г., поступает в МУЖВ.Благополучно окончив курс в 1858 г., Пукирев зарабатывает на жизнь писанием икон и портретов.
Вскоре возвращается в родное училище уже в качестве преподавателя рисунка.

В1863 г. на академической выставке появляется "Неравный брак" (1862), и имя Пукирева узнает вся Россия: картина вызвала бурную полемику в прессе. Позицию ее сторонников наиболее точно выразил В. В. Стасов: "Наконец-то". Наконец-то появилось крупное произведение (в прямом смысле тоже - фигуры изображены почти в натуральную величину) на тему, взятую из современной жизни. Действительно, Пукиреву удалось создать картину, которая была буквально обречена на успех. Сюжет, хорошо знакомый зрителям. Явно обличительный, в духе времени, настрой автора. Выразительность и ясность психологических характеристик. Классическая в своей простоте композиция, великолепный рисунок, виртуозная, доведенная почти до иллюзорности живопись (не случайно Пукирев был учеником С. К. Зарянко).

Следуя классической ренессансной традиции, художник изобразил в картине и самого себя (фигура шафера справа), сделавшись таким образом не просто свидетелем, но участником происходящего. Это было неожиданно и ново для русского искусства того времени.
Картина приобрела обостренно-личное звучание: правый шафер явно выделяется среди персонажей второго плана, его фигура образует композиционный и смысловой треугольник с фигурами невесты и старого жениха. Вероятно, поэтому "Неравный брак" был воспринят как трагическая история любви самого художника. Легенда эта дожила до наших дней.

Однако существуют и другие, документально подтвержденные версии о замысле картины: история несчастной любви друга Пукирева С. М. Баренцева, сюжет одного из рассказов украинского писателя Е. П. Гребенки. Так или иначе, идея буквально носилась в воздухе и в Пукиреве нашла своего выразителя. Картину купил П. М. Третьяков, АХ присвоила Пукиреву звание "профессор живописи народных сцен".




Категория: Художники России | Добавил: ИрЮр (05.11.2010)
Просмотров: 3987 | Теги: Неравный брак, Пукирев В. В., художник, живопись, картина | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личный кабинет
Гость



Группа:
Гости
Время:11:47

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Друзья сайта
Погода
Облако тегов
Здесь есть всё!
Отправка SMS беспл
Перевести страницу
Перевести эту страницу
Кто на сайте

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Уголок релаксации
Включите звук

Программа TV
РИА РБК
Напиши админу

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz