§25. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого.
§25. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого
Ты уже знаешь, что художник использует цвет не только для передачи реальной окраски предметов, но и для создания определенного настроения, для поэтического воплощения замысла. Это относится и к портретному изображению людей, ведь звучание цвета раскрывает образ человека.
Посмотри на замечательный портрет девочки с персиками художника В.А. Серова. Трепетный, мерцающий голубовато-серый фон картины, пронизанный теплыми отражениями из окна, розовое пятно платья и создают то впечатление свежести, чистоты и юной радости жизни, которое составляет самую сущность произведения.
В.A. Серов. Девочка с персиками. Масло. Россия. XIX в.
В картине А.Е. Архипова красный цвет — яркий, густой, сильный, ярмарочный, а в портрете О. Ренуара розовый цвет, и мягкий, и пронзительный сразу, заполонивший все пространство, — это цвет счастья. Совсем другое настроение создает сумеречный и таинственный, как воспоминание или сон, цвет в картине В.Э. Борисова - Мусатова.
О. Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. Масло. Франция. XIX в.
А.Е. Архипов. Девушка с кувшином. Масло. РОССИЯ. XX в.
Ты видишь, что в создании цветового образа портрета большое значение имеет цвет фона, его соотношение с цветом лица, волос, одежды. Правдивость состоит не в том, чтобы «точно» повторить цвет костюма, а суметь его увидеть как средство, раскрывающее характер.
В.Э. Борисов-Мусатов. Дама в голубом. Акварель, пастель. Россия. XX в.
А. Дерен. Портрет художника Анри Матисса. Масло. Франция. XX в.
Надо понять, что не существует «телесной краски». и лицо может быть светлее или темнее окружения. То, как ложатся твои мазки, их фактура тоже будет строить образ в портрете.
М.А. Врубель. Испания. Маспо. Россия XIX в.
Задания
Выбери, чей портрет ты будешь создавать. Это может быть знакомый тебе человек или литературный герой. Подумай, какие цветовые сочетания лучше выразят характер и состояние души этого человека,
Возьми жирную пастель или восковой мелок и сделай линейный набросок портрета. Затем сверху напиши портрет красками, создавая цветовой образ. Работай смело. Рисунок в процессе работы будет проступать сквозь красочный слой.
Сделай цветовую подкладку — подмалевок портрета светлыми и теплыми красками или, наоборот, в холодных и сдержанных цветовых отношениях. Когда красочный слой высохнет, заверши портретный образ цветной пастелью.