Хасуи Кавасэ (Hasui Kawase) родился в Токио в семье торговца и родители
тогда нарекли его Бундзиро (Bunjiro). Его первым учителем был Сабуросукэ
Окада (Saburosuke Okada), научивший Хасуи работе с акварелью и
масляными красками. Семья будущего художника была абсолютно против его
занятий искусством и настаивала, чтобы Хасуи продолжил семейное дело.
Решение же конфликта пришло только вместе с банкротством родителей.
26-летний Хасуи пытался устроиться в ученики к Киёката Кабураги
(Kiyokata Kaburagi), но тот счёл его слишком старым, чтобы чему-либо
учиться, и отправил обратно домой. Хасуи же упорствовал и снова повторил
попытку, на этот раз удачную, – два года спустя. Киёката признав талант
нового ученика, познакомил его с издателем Ватанабэ Сёдзабуро (Watanabe
Shozaburo), с которым Хасуи по большей части и сотрудничал в
дальнейшем.
Сотрудничество Кавасэ и Ватанабэ было плотным и непрерывным – Ватанабэ
был инициатором и основной движущей силой движения shin hanga. Когда
традиционные рисунки в жанре укиё-э стали на грань исчезновения,
Ватанабэ собрал голодающих художников и выдавал им средства за рисунки –
его идея заключалась в том, чтобы из массового продукта превратить
укиё-э в нечто более личное, что существовало бы в небольшом количестве
экземпляров, расчёт был именно на любителей живописи.
За пять лет (1918-1923) Хасуи создал свыше ста рисунков, большинство из
которых было выполнено в так называемом "новом стиле", и все они были
опубликованы Ватанабэ. А затем случилось нечто ужасное – 1-го сентября
1923 года по Японии прокатилось одно из самых сильных землетрясений, в
результате которого погибло около 140 тысяч человек. Пожары после
землетрясения бушевали ещё в течение суток, а эпицентр пришёлся на Токио
и всю область Йокогама. В этих пожарах сгорела типография Ватанабэ, дом
самого Хасуи и все его альбомы – друзьям, как и многим другим
горожанам, пришлось начинать всё с нуля.
Кавасэ был мастером в изображении пейзажей и ландшафтов и как никто
другой умел передавать рисунком настроение. Большую часть своей жизни
художник провёл в дороге, он путешествовал с целью "поймать" наиболее
живописные виды. Будучи близоруким, Хасуи был вынужден подходить как
можно ближе к интересующему его объекту, чтобы изобразить его в деталях.
В 1956 году японское правительство назвало Кавасэ Живым сокровищем
нации, что было одной из наивысших почестей для художника в послевоенной
Японии. Хасуи скончался всего через год после этой награды, ему было 74
года. В конце своей жизни он создал свыше 600 экземпляров пейзажей и
городских видов, а последнее произведение закончил буквально на
больничной койке, умирая от рака
Как бы странно это не звучало, но Хасуи Кавасэ популярностью пользуется в
основном за пределами родной страны и вместе с Хокусаем (Hokusai) и
Хиросигэ (Hiroshige) составляет тройку крупнейших японских
живописцев-печатников.
Текст © Кальчева Анастасия
11 видов Токио (работы 1919-21 годов)