Самостоятельность проявилась уже в ранних полотнах севильского периода,
созданных в жанре бодегонов (от исп. bodegon - трактир), изображавших кухонные
сцены с немногими полуфигурами и выделенными на переднем плане натюрмортами. В
этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной
живописью, отмеченных воздействием школы Караваджо, господствуют полные
естественного достоинства запоминающиеся народные типы («Завтрак», «Старая
кухарка», «Водонос»). К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранние
религиозные картины Веласкеса («Поклонение волхвов», «Христос в доме Марфы и
Марии»). Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного
изучения ценнейших королевских собраний живописи, близость с испанской
культурной элитой и продолжительная поездка в Италию содействовали расширению
его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. В необычных для
испанской традиции картинах на античные сюжеты («Вакх» или «Пьяницы», «Кузница
Вулкана»), с их острым чувством житейской достоверности и оттенком иронии,
мифологические образы соединены со сценами, приближенными к реальности. В 1634
году Веласкес создаёт масштабное полотно «Сдача Бреды» - одно из самых
значительных произведений европейской живописи исторического жанра, в котором с
глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. Качества
новой свободной живописи Веласкеса, его интерес к изображению пейзажной среды,
стремление наполнить жизнью схемы парадных изображений отличают его работы
после возвращения из Италии. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют
аксессуары, жест, движение. Серо-коричневый фон кажется воздушным, обладающим
глубиной, свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который
просвечивает крупнозернистый холст. Строгая темная гамма оживлена
изысканнейшими сочетаниями серого и красно-розового, зеленоватого и
серо-оливкового, черного и золотого. Поразительны эффекты серых тонов, то более
темных, мягких, бархатистых, то достигающих чистого, свежего жемчужного
оттенка. Создавая свои портреты, Веласкес изображает человека таким, каков он
есть, в слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик
Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос, итальянский кардинал Камило Асталли,
полный внутренней энергии неизвестный кабальеро или овеянная благородным
изяществом «Дама с веером». В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» предстают
образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших
внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. К этому же периоду
относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской
живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией.
Главные создания Веласкеса позднего периода - крупномасштабные композиции
«Менины» («Фрейлены») и «Пряхи».
Автор: не указан Издательство: Москва: Директ-Медиа. ИД «Комсомольская правда» Год: 2009 Страниц: 48 Язык: русский Формат: PDF Качество: отличное Размер: 103 Мб