Леонардо сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо в 1467-1472
годах. В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо,
«Благовещение») он обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая плавную
объёмность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой.
В «Поклонении волхвов» художник превращает религиозный образ в зеркало
разнообразных человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка.
Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица, а строение и
движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией
композиции. На период службы у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 года)
приходится творческий расцвет Леонардо-живописца. К этому периоду относится
полотно «Мадонна в скалах» (первый вариант - в Лувре, второй - в лондонской
Национальной галерее). В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо
создает роспись «Тайная вечеря» (1495-1497). Бурная, разноречивая реакция
учеников Христа на его слова о грядущем предательстве выражена в чётких
математических закономерностях композиции, властно подчиняющей себе не только
нарисованное, но и реальное архитектурное пространство. В наиболее известной
картине Леонардо, портрете Моны Лизы (Лувр) образ богатой горожанки предстает
таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто
женского лукавства. Внутреннюю значительность композиции придает
космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в
холодной дымке. К поздним произведениям Леонардо принадлежат роспись «Святая
Анна с Марией и младенцем Христом» и картина «Святой Иоанн Креститель».
Последняя картина Леонардо полна эротической двусмысленности: юный Предтеча выглядит
тут не как святой аскет, но как полный чувственной прелести искуситель.
Наиболее представительная коллекция работ Леонардо представлена в Лувре, две
его картины картины («Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа») можно увидеть в
Эрмитаже.