Биография Питера Пауля Рубенса
и галерея картин
Автопортрет с Изабеллой Брант
РУБЕНС, ПИТЕР ПАУЛЬ (Rubens, Peter Paul)
(1577–1640), – великий фламандский художник и дипломат. Рубенс как
никто другой воплотил подвижность, безудержную жизненность и
чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса -
органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями
венецианской школы. Рубенс не только виртуозный мастер масштабных работ
на мифологические и религиозные темы, но и тонкий портретист и
пейзажист.
Особенности творчества Рубенса
Рубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его, и особенно Тициану с Брейгелем.
Первое десятилетие творчества Рубенса представляет картину
трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века.
Благодаря такому подходу Питер Пауль Рубенс освоил все жанры
ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего
времени. Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным
разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и
жестов никогда не перестаёт удивлять. Вполне соответствуют этой
жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские»,
которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько
тяжеловесной телесностью. В 1610-е гг. Рубенс разрабатывает новые для
фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые
проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и
гиппопотама»). В этих работах Рубенса вихрь композиционного движения
сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и
формой. Рубенсовские мазки поражают смелостью и свободой, хотя при всей
широте их он никогда не впадает в пастозность. Непревзойдённое
искусство владения кистью Рубенса очевидно и в многометровых композициях
1620-х годов, и в точных, лёгких, подвижных мазках небольших работ
последнего периода.
Факты биографии
Питер Пауль Рубенс родился 2 июня 1577 года вдали от родины своих
предков, в небольшом вестфальском городке Зигене в Германии, куда его
отец, антверпенский адвокат Ян Рубенс, бежал с семьей, ища спасения от
жестокого террора испанского наместника в Нидерландах герцога Альбы,
преследовавшего протестантов. Детство будущего живописца прошло в
Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до
десятилетнего возраста». Только после смерти мужа в 1587 году Мария
Пейпелинкс, вновь принявшая католичество, получила возможность вернуться
с детьми в Антверпен. Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль Рубенс и его
старший брат Филипп были отданы в латинскую школу, вероятно в
соответствии с желанием Марии Пейпелинкс видеть сыновей продолжателями
дела отца. Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (1574—1611),
получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то
есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города
Антверпена. А Питер Пауль, все сильнее ощущавший неодолимое влечение к
искусству, с четырнадцати лет начал обучаться живописи у антверпенских
художников. Рубенс учился у трех фламандских живописцев – Тобиаса
Верхахта, Адама ван Норта и Отто ван Вена. В 1598 он был принят в
гильдию св. Луки. В 1600 художник приехал в Италию; там он изучал
античную архитектуру и скульптуру, итальянскую живопись, а также писал
портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе).
Чтобы удовлетворить растущий спрос на свои картины, Рубенс за несколько лет создал большую мастерскую, где работали Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс и Франс Снейдерс.
Рубенс выполнял эскизы, которые его ученики и помощники переносили на
холст, а затем, по окончании работы, слегка подправлял картины. Он даже
организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои
работы. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. Среди сюжетов
преобладают сцены охоты, битвы, яркие и драматичные евангельские
эпизоды и сцены из жизни святых, аллегорические и мифологические
композиции; в них Рубенс с удовольствием писал энергичные, мощные тела,
так нравившиеся его современникам.
Достижения Рубенса
В своих произведениях Рубенсу удалось достичь того, к чему
стремились три предыдущих поколения художников Фландрии: соединения
фламандского реализма с классической традицией, возрожденной итальянским
Ренессансом. Художник был наделен огромной творческой энергией и
неистощимым воображением; черпая вдохновение из самых разных источников,
он создал свой неповторимый стиль. Для выполненных им алтарных образов
характерны чувственность и эмоциональность; украшая замки аристократии
эпохи зарождающегося абсолютизма, он способствовал распространению стиля
барокко – художественного языка не только Контрреформации, но и
светской культуры этого времени...
Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований
в своем творчестве. Достаточно посмотреть на его картины, и в этом не
останется ни малейшего сомнения. Больше всего его приводила в восторг
податливая, пластическая красота человеческого тела. Хотя ему нравился
окружающий его материальный мир, он весь был наполнен глубокой,
доводящей до экзальтации религиозной верой своего времени. Что бы Рубенс
ни рисовал — белокурую Венеру в окружении нимф или задумчивую
Богоматерь с ребенком на руках, сияющую светом аллегорию мощных фигур на
облаках, плодородный пейзаж возле дома, — его творчество всегда было
гимном, восхваляющим красоту нашего мира. "История искусства не знает ни
единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния,
такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого
триумфа", - писал о Рубенсе один из его биографов.
Союз Земли и Воды
Туалет Венеры 1612-1615
Суд Париса
Поклонение пастухов
Похищение дочерей Левкиппа
Симон и Перо
Drunken Silenus
Rubens. Marie de Medici. Queen of France
Rubens. Leda and the Swan.
Rubens. Lamentation of Christ.
Head Of Medusa
Head of a Franciscan Friar
Four Studies of the Head of a Negro
Duke of Lerma
Снятие с креста
Christoffel Plantin
Christ on the Cross. 1627
Boy with Bird
Assumption of the Virgin
Assumption of the Virgin
Персей и Андромеда
Пейзаж с руинами горы Палатин в Риме
Охота на крокодила и гиппопотама
Пьяный Силен
Распятие
Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми.
Шубка
Автопортрет в кругу друзей
Уверение Фомы
Четыре континента
Автопортрет Рубенса
Воздвижение креста
Суд Париса
Глава о творчестве Рубенса и книги: Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1975.
Фламандское искусство - это прежде всего Рубенс и еще раз Рубенс.
Хотя одновременно во Фландрии были другие выдающиеся художники, они все
мыслятся как «круг Рубенса», «школа Рубенса», как планеты, вращающиеся
вокруг солнца Рубенса. XVII и XVIII века знали нескольких художников -
баловней счастья и любимцев фортуны (по крайней мере такими они
рисуются, судя по известным фактам их биографий). Они неизменно пожинали
восторги, их окружала прижизненная слава и почет. Таков был в Италии
Бернини, а позже - Тьеполо. Из этих редких процветающих счастливцев,
вероятно, самым счастливым и процветающим был Рубенс. Его младший
современник Веласкес был придворным живописцем испанского монарха, а
Рубенс - всего лишь придворным живописцем испанских наместников во
Фландрии; но Веласкес находился на положении скромного полуслуги, а
Рубенс занимал высокие дипломатические посты, жил в собственном
роскошном дворце, возглавлял самую большую в Европе художественную
мастерскую, исполнявшую заказы европейских венценосцев и богатых
католических орденов. Он не знал неудач и потрясений, был счастлив в
учениках, счастлив в семье, путешествовал, был богат. Можно заметить как
некую закономерность, что «любимцами судьбы» оказывались художники хотя
и замечательно талантливые, но не самые глубокие. И Рубенс не
исключение. Он прекрасен как живописец, не очень глубок как художник.
Золотую жилу своего искусства он разрабатывал усердно, но односторонне, и
сама его плодовитость ныне ощущается как недостаток: может быть, Рубенс
был бы более велик, если бы сделал меньше. Но, как бы то ни было, имя
Рубенса - символ целой художественной эпохи. Эпохи, когда искусство,
попадая в придворную золотую клетку и чуя угрозу внутреннего оскудения,
оборонялось от него всеми своими внешними чарами. Оно с тем большей
страстью и виртуозностью добивалось иллюзии доподлинной чувственности на
холсте, чем более призрачной, «игровой» становилась его собственная
роль в жизни общества.
Фландрия - южная часть Нидерландов (теперешняя Бельгия), которая
после революционных событий конца XVI века осталась под протекторатом
Испании и примкнула к католическому миру, в то время как Северные
Нидерланды (Голландия) отделились и получили самостоятельность как
буржуазная протестантская республика. Раскол Нидерландов означал раскол
их художественных традиций. Условно говоря, во Фландрии победила
итальянизирующая струя, в Голландии - традиции, идущие от ван Эйков и
Брейгеля. Однако и та и другая линии очень видоизменились по сравнению с
XVI веком, причем национальные нидерландские начала по-своему не менее
сильно сказались и во фламандском барокко. Рубенс, закладывая основы
новой фламандской живописи, отталкивался не от маломощных нидерландских
романистов, а прямо от искусства Италии, где он прожил в молодости
несколько лет, работая при дворе герцога Мантуанского. Его вдохновляли
произведения венецианцев Высокого Возрождения - неизменных учителей
лучших живописцев XVII столетия, а также произведения Мике-ланджело,
отчасти и Караваджо.
Собственно итальянское барокко для Рубенса не было образцом -
вернувшись уже в 1608 году в Антверпен, он сам стал создавать
фламандскую школу барокко параллельно итальянской, а не следом за ней. И
как жаркий подмалевок на его картинах просвечивает сквозь прозрачные
лессировки, так во фламандском барокко явственно просвечивает исконная
нидерландская подоснова. Кажется, что общего у Рубенса и Питера
Брейгеля? А между тем некоторые композиции Брейгеля определенно
предвещают фламандское барокко: хотя бы рисунок «Жатва», где на первом
плане крестьянин жадно пьет из огромного кувшина. Кажется, что нужно
сделать лишь шаг, превратив этих брейгелевских крестьян в «божества
полей и источников», - и перед нами будет композиция в духе Рубенса. Ни
блестящее образование, ни светский лоск, ни жизнь в Италии не истребили в
Рубенсе «мужицкого» начала. Этот изящный светский человек, умный
дипломат оздоровил придворное искусство притоком свежей крови своей
родины.
Он привил искусству барокко относительную вольность нрава,
простодушно-грубоватую чувственность, заставил любоваться натуральным
здоровьем и натуральной силой. И все это у него удачно сплавилось с
требованиями пышного декора, помпы, восхваления монархов и не вызывало
ни малейшего протеста со стороны церкви. А меж тем религиозный дух
незаметно ускользнул из фламандского искусства: если в итальянском
барокко его немного, то во фламандском нет и вовсе.
Рубенс с равной готовностью писал картины и на религиозные сюжеты и
на сюжеты античной мифологии - и те и другие выглядят у него вполне
«языческими». Однако орден иезуитов был главным и постоянным заказчиком
Рубенса. Как истинный художник барокко, Рубенс изображал обнаженные и
полуобнаженные тела в сильном, возбужденном движении и, где только
возможно, вводил мотивы схватки, борьбы, погони, напряженных физических
усилий. «Смешались в кучу кони, люди» - так почти во всех больших
заказных картинах Рубенса. Идет ли охота на кабана или вакхический пир,
сражаются ли амазонки, мужчины ли преследуют женщин или женщина мужчину -
всюду азарт борьбы, напряжение сил, то кипучее брожение материи,
которое в отвлеченной форме выражает барочная архитектура. И даже в
«Воздвижении креста» происходит напряженная схватка - схватка людей с
тяжелым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом
распятого. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих.
В этих постоянно, снова и снова варьирующихся мотивах схваток есть
много, на современный взгляд, утомительного и внешнего. За ними чудится
призрак пустоты. Усилия не пропорциональны цели. Похищение дочерей
Левкиппа - двух рыхлых нагих красавиц - не требует и не оправдывает
такой яростно-динамической композиции с вздыбившимися конями, какую
соорудил Рубенс на этот сюжет. Кстати сказать, такое несоответствие
между действием и целью, между предельной мобилизацией сил и
незначительностью препятствий вообще составляет одну из
характеристических черт стиля барокко - стиля принципиально
атектоничного, пренебрегающего понятием целесообразности. Барочные
статуи с могучими телами помещаются в слишком узкие ниши, барочные
конные памятники ставятся на узкие постаменты, пышные массивные здания
иногда втискиваются в узкие переулки, под тяжеловесной роскошью костюмов
прячутся тщедушные фигуры.
Композициям и персонажам Рубенса недостает той духовной
сосредоточенности, внутренней значительности, которой всегда исполнены
«примитивы» - произведения старинных мастеров. Вот почему Рубенс плохо
смотрится в репродукциях, тогда как «примитивы» и в черно-белом
воспроизведении сохраняют свое главное. Рубенса можно смотреть только в
подлиннике: оценить Рубенса - значит оценить его действительно
прекрасную, сочную, сияющую и сквозистую живопись, его теплый, как живое
тело, колорит. У него нет глухих теней - все светится.
Он накладывал краску в тенях жидким прозрачным слоем, так что сквозь
нее просвечивал теплый красноватый подмалевок, а освещенные места писал
пастозно, то есть более густо, но переходы между тенью и светом не
резки: все артистически обобщено и приведено в свето-цвето-вую гармонию.
Еще для Рубенса характерно письмо длинными, волнистыми, идущими по
форме мазками: например, какую-нибудь вьющуюся прядь волос он пишет
одним движением кисти. В живописном почерке Рубенса так много свободного
артистизма, что его довольно грузные композиции и грузные тела в
подлиннике такими не кажутся: они выглядят легкими, исполненными
своеобразной грации. Все это можно почувствовать перед «Персеем и
Андромедой» в Эрмитаже. Женскую наготу Рубенс писал с особенной
маэстрией. Нагота Андромеды, как вообще у Рубенса, далеко не классична:
северные художники так никогда и не научились «античным» строгим и
чистым линиям и пропорциям итальянских Венер.
Они писали своих отечественных красавиц - пышных, широкобедрых и
дебелых. Рубенс отходил от классического типа красоты сознательно: он
говорил, что не стоит раболепно подражать античным статуям, «ибо в наш
век, полный заблуждений, мы слишком далеки от того, чтобы создать нечто
им подобное», и добавлял, что человеческие тела теперь, увы, сильно
отличаются от античных, «так как большинство людей упражняют свои тела
лишь в питье и обильной еде».
Все же Андромеда Рубенса прекрасна. Ее нежное тело, кажется,
излучает свет. Обычное для Рубенса насыщение золотистых тонов кожи
красноватыми оттенками в тенях здесь еще усилено рефлексами от красного
плаща Персея - картина напоена тонами румяной зари. В ней нет
чрезмерного нагнетания движения, она относительно спокойна, даже
лирична; подвижность вносят главным образом амуры, которые стягивают с
Андромеды золотое покрывало, показывая ее Персею во всей прелести
наготы, помогают Победе, венчающей Персея, заигрывают с его крылатым
конем. Эти шаловливые амуры - «путти» - начиная с позднего Возрождения и
особенно в XVII и XVIII веках неизменно населяют композиции на
мифологические сюжеты, а иногда фигурируют и в роли ангелов, окружающих
мадонну. Кажется, художники просто не могли обходиться без этих
голеньких детей с крылышками, порхающих, играющих, кувыркающихся и во
все вмешивающихся.
«Путти», конечно, всегда покровительствуют любви: в другой
эрмитажной картине Рубенса - «Венера и Адонис» - целомудренный Адонис
убегает от Венеры, а амур удерживает его за ногу. Наивно-лукавые амуры
хлопочут около действующих лиц, сочувствуют, иногда поддразнивают и
позволяют себе различные проказы.
Через них события получают оттенок игры, освещаются светом какого-то
беспечно-легкого восприятия, отделяющего «радостное искусство» от
«серьезной жизни».
Рубенс привлекательнее всего в его позднем периоде, когда меньше
пишет заказные аллегорические композиции и больше - природу и портреты
своей молодой жены. Создавший на своем веку столько бурных «вакханалий» и
«битв», Рубенс как личность вовсе не имел ничего вакхического и
воинственного: он был человеком степенным, умеренным, примерным и
любящим семьянином.
Овдовев и не чувствуя себя, как он писал, «готовым к безбрачию», он в
пятьдесят три года вторично женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен;
судя по портретам, она очень напоминала его первую жену, Изабеллу
Брандт, - тот же миловидный, кроткий ясноглазый облик, который у Рубенса
появляется в картинах часто и задолго до второго брака. Похоже, что в
юной Елене Фоурмен Рубенс нашел свой постоянный идеал женщины. Ее
портреты принадлежат к лучшему, что он написал.
|