Художник Анжелика Кауфман
Анжелика Кауфман Автопортрет, 1780-1785,
Когда женщина одарена столькими талантами и красотой,
как наша героиня, то ей редко удаётся добиться чего то путного. Однако
имя Анжелики Кауфман многое говорит подлинным ценителям живописи, ибо в
своё время она была очень знаменитым художником, заказать портрет
которому считалось престижным.
Девочка родилась в семье немецкого художника Иоанна
Иосифа Кауфмана на захудалом постоялом дворе в маленьком французском
городке Туре, ибо отец был склонен к перемене мест. Одиннадцати месяцев
Анжелику перевезли в Италию, где, наконец то, семья осела надолго.
Chur Aufgang Kathedrale
Богато одарённая натура девочки проявилась очень рано. С
шести лет Анжелика начала рисовать, да и трудно было удержаться от
того, чтобы не взять в руки уголёк или кисточку, проводя целые дни в
мастерской отца. Иоанн Иосиф Кауфман не отличался особыми талантами
живописца и обделенность природой стремился восполнить трудом, с детства
он приучал и дочь к каждодневной изнуряющей работе.
Анжелика была чрезвычайно привязана к отцу, потому что
он заменил ей и подружек, и детские развлечения, и учителей. Часами
девочка упражнялась в живописи, а иногда это маленькое красивое существо
с папкой рисунков заходило на богатые виллы, чтобы продать свои работы и
помочь семье. Трудно было отказать столь очаровательному ребёнку, и
однажды даже местный епископ согласился позировать Анжелике.
Старый Кауфман отлично сознавал, что талант дочери
позволит ей достичь гораздо большего, чем удалось это ему самому, и
потому не жалел ни средств, ни сил для шлифовки таланта Анжелики. Во
первых, они предприняли длительное путешествие по Италии. По мнению
отца, эта благословенная страна могла стать для девушки источником
вдохновения, как и для великих мастеров Возрождения. Во вторых, старик
по прежнему уповал на изнуряющую работу и не разрешал Анжелике ни часа
развлечений. Девушка была покорной дочерью и только однажды её натура
взбунтовалась. Безусловно, читатель угадает, если подумает, что это была
любовь. Странствуя по свету, но ведя замкнутый образ жизни из за
запретов отца, Анжелика всё таки умудрилась познакомиться с молодым
музыкантом.
Девушка была одарена от природы удивительным голосом.
Парень умолял Анжелику бросить живопись, отца тирана и посвятить себя
пению, уйти с ним. Для девушки наступили дни мучительных сомнений.
Впервые она не могла посоветоваться с отцом, впервые в её размеренную
жизнь вошли смута и нежелание работать. Решить сама эту жизненную
проблему Анжелика не смогла и отправилась к духовнику. Конечно, тот
посоветовал ей остаться с отцом, забыть о греховной карьере певицы и
выбрать более благородную стезю живописца. От дней влюблённости в
творчестве художницы осталась картина, на которой изображён Орфей,
пытающийся увести Эвридику из Ада.
The Artist in the Character of Design Listening to the Inspiration of Poetry.
Черты навсегда покинутого любимого она придала своему
живописному герою. Есть и ещё одно полотно: сама Анжелика между двух муз
— Музыки и Живописи, обе зовут её, но она склоняется ко второй.
Self-portrait Hesitating between the Arts of Music and Painting. Oil on canvas, 1470 x 2160mm (58 x 85"). The St Oswald Collection, Nostell Priory. (The National
Portraits in the Characters of the Muses in the Temple of Apollo - left to right
Итак, выбор состоялся и больше, казалось, ничто не
мешало таланту девушки. Действительно, она остро почувствовала веяния
галантного века с его стремлением к игре, подражаниям, с его ленивым
полумраком и уютными креслами, с его кукольными пастушками и золотистыми
будуарами.
Женский портрет
Вскоре слава молодой художницы долетела до Миланского
дворца, куда она и была приглашена. Двор был пленён мастерством
Анжелики, желающие занимали очередь, чтобы заказать у неё портрет.
Девушка, упоённая поклонением и славой, с успехом воспроизводила
поверхностный и модный в то время стиль блестящего французского двора,
работая с пастелью. Пастушье платье — писк сезона, атласные туфельки,
шляпа с лентами на напудренном парике, куколка, окружённая массой
поклонников — вот портрет Анжелики того времени.
Anna Maria Jenkins; Thomas Jenkins (1722-1798), painted in oil by Angelica Kauffmann (1741-1807).
Смерть матери заставила семью вновь покинуть насиженное
место и отправиться на этот раз в родную Браганцу. Однако здесь отец с
дочерью прожили недолго. Кому нужны были нарисованные пастушки, если
вокруг полно настоящих. Анжелика едва успела закончить фрески для
приходской церкви, как отец решил уехать ко двору графа Монфорта, где
для девушки была работа. От весёлого двора Монфорта она отправилась в
Рим. Здесь она познакомилась с Иоанном Иоахимом Винкельманом, немецким
историком искусств, который имел огромное влияние на современные умы.
Portrait of Johann Joachim Winckelmann
Анжелика тоже поверила его учению, наконец то, у девушки
появился первый сторонний учитель. Винкельман исключительно высоко
отзывался об одарённой художнице: «Мой портрет для одного друга сделан
исключительной личностью, одной немецкой художницей. Она очень сильна в
портретах… Её имя — Анжелика Кауфман». В Риме девушка познакомилась со
многими лондонцами и, увлёкшись их рассказами о родном городе, решила
попытать счастья в туманном Альбионе.
Автопортрет
22 июля 1766 года Анжелика прибыла в Лондон, где её ждал
настоящий успех. «Королева всего два дня как приехала. Лишь только ей
будет лучше, я буду ей представлена», — писала девушка отцу всего лишь
через месяц после приезда. На следующее лето старик Кауфман переехал к
дочери.
"Bildnis des Vaters Johann Joseph Kauffmann"
Почти двадцать лет прожила Анжелика в Лондоне. Здесь она
написала портреты английской королевы, датского короля Христиана. От
заказчиков не было отбоя. Окутанные дымкой загадочности лица на её
картинах полны если не красоты, то во всяком случае очарования. Салонная
художница, Анжелика Кауфман, имела успех и как женщина, покоряя мужчин
прекрасной фигурой, свежим цветом лица и наивными живыми глазами.
Автопортрет
Portrait of Ferdinand IV of Naples, and his Family
Многие современники отмечали магический взгляд художницы
и её оригинальность. На Анжелику даже обратил внимание президент
английской Академии художеств — Рейнольдс. Он предлагал девушке
разделить его судьбу, богатство и славу. Но Анжелика испугалась
гениальности Рейнольдса, она понимала, что такому таланту жена должна
принадлежать всецело, а в ней ещё не угасло желание собственного
самоутверждения.
Автопортрет
Женихи, однако, не убывали, и однажды мастерскую Кауфман
посетил меценат, приобретавший картины художников за баснословно
высокие цены, граф Хорн. Даже привыкшая к восторгам зрителей Анжелика не
смогла удержаться от довольной улыбки, слушая лестные отзывы графа о
своём творчестве. Вскоре Хорн сделал ей предложение. Казалось, личное
счастье наконец то улыбнулось знаменитой художнице — блестящий молодой
человек, принятый в самых уважаемых домах Лондона, богатый, обаятельный
светский лев. Только старик Кауфман сразу же невзлюбил жениха, но у него
не было права второй раз встать дочери поперёк дороги, поэтому, скрипя
зубами, он постарался промолчать.
Angelika Kauffmann: Portrait des Herzogs von Ceri (muss
wohl gemeint sein, vom Händler betitelt als ominöser "Duca di Chiesi"
als Sohn des Livio Odescalchi und der Vittoria Corsini; eventuell könnte
auch der Schwiegersohn Duca di Chigi gemeint sein?)
Вскоре граф тайно явился к Анжелике и в полном отчаянии
поведал ей, что его подозревают в серьёзном политическом преступлении, в
котором он, конечно, не виноват, и ему грозит позорная смерть. Только
невеста может спасти графа, немедленно с ним обвенчавшись, ибо только
имя Анжелики Кауфман заставит королевскую семью, нежно любящую
художницу, внимательно разобраться со случаем её мужа. Наивная девушка,
не искушённая в интригах, не сталкивавшаяся с подлостью, любила графа и
поверила ему сразу.
«Portrait of a Woman Dressed as Vestal Virgin»
Семейная жизнь, однако, не задалась. Граф требовал
немедленно покинуть город, он часто не являлся домой и вообще вёл себя
довольно странно. На вопросы Анжелики отвечал истериками и грубостью.
Всё закончилось тем, что женщина вынуждена была переселиться обратно к
отцу. Вскоре Анжелика узнала правду — муж её был авантюристом и жил под
разными вымышленными именами. Последнюю свою фамилию он взял после того,
как некоторое время служил у настоящего графа Хорна в Германии.
Portrait of Krystyna Potocka watering flowers on her mother's grave.
На прощание муж выманил у Анжелики триста фунтов. 10
февраля 1768 года состоялся их развод. Пережив личную трагедию,
художница замкнулась в себе и перестала бывать на светских раутах,
только небольшой круг интеллигенции продолжал интересовать её по
прежнему. Клопшток писал одному из своих друзей: «С некоторых пор я
почти влюблён в одну немецкую художницу в Лондоне — Анжелику Кауфман».
Идеальный портрет Шекспира
Наша героиня все больше думала о возвращении в Италию.
Отец стал совсем стар и часто говорил, что хочет умереть на земле, когда
то взрастившей его. Только одно заботило Кауфмана — Анжелика оставалась
совершенно одинокой. Отец сам позаботился о достойном человеке для
своей дочери. По настоянию старика Анжелика вышла замуж за
посредственного венецианского художника, которому к тому времени
исполнилось пятьдесят — Антонио Цукки.
Angelica Kauffmann: Bildnis ihres Ehemanns, des Malers Antonio Zucchi
В Италии в 1783 году Кауфман умер, а Анжелика с мужем
поселились в Неаполе при дворе королевы Марии Каролины. Но и здесь ей
тяжело было жить, бесконечно эксплуатируя своё мастерство и создавая
похожие один на другой портреты придворных.
Portrait of Lady Georgiana, Lady Henrietta Frances and George John Spencer, Viscount Althorp.
Новое местожительство — Рим — подарил ей встречу с
главным человеком своей жизни — с Гёте. Великий поэт по достоинству
оценил оригинальность и богатый внутренний мир художницы. Долгое время
их связывала нежная дружба. Анжелика писала портрет Гёте но он не удался
и остался незаконченным. Мастерства Кауфман не хватило, чтобы передать
гениальность немецкого титана.
Портрет Johann Wolfgang von Goethe
Уходил в прошлое галантный век. Вместе с ним старилась и
медленно угасала Анжелика Кауфман. Одинокая, забытая всеми она умерла
на руках своего дяди 5 ноября 1807 года.
Self-portrait as singer, holding a sheet of music
Автопортрет
«Paintings by Angelica Kauffmann»
Portrait of Domenica Morghen as Tragedy and Maddalena Volpato as Comedy.
Holy Family with an angel.
El juicio de Paris
Venus Induces Helen to Fall in Love with Paris
Abschied Abélards von Héloise, Tondo
Der Mönch aus Calais
Scene with Miranda and Ferdinand
Venus überredet Helena Paris zu erhören
Ariadne Abandoned by Theseus
A Sleeping Nymph Watched by a Shepherd , about 1780, Angelica Kauffman
Portrais in the Characters of the Nine Muses in the Temple of Apollo
Papirius Praetextatus Entreated by his Mother to Disclose the Secrets of the Deliberations of the Roman Senate.
Valentine Rescues Silvia in The Two Gentlemen of Verona
Schwarzenberg ( Vorarlberg ). Holy Trinity parish
church: High altar - Altar painting ( 1802 ) showing the coronation of
Mary by Angelika Kauffmann.
Christ and the Samaritan woman at the well
«Portraits by Angelica Kauffmann»
Протасова Анна Степановна (портрет с племянницами, 1788)
- Александра Петровна (р. 1774 г., ум. 1842 г.), в замужестве за князем Алексеем Андревичем Голицыным
- Екатерина Петровна (р. 1775 г., ум. 1826 г.), в замужестве за графом Фёдором Ростопчиным, и Ростопчин при жизни Екатерины весьма пользовался покровительством тетушки.
- Варвара Петровна, умершая в девицах
- Вера Петровна (ум. 1814 г.), в замужестве, за Иларионом Васильевичем Васильчиковым, впоследствии князем
- Анна Петровна, бывшую потом за гр. Варфоломеем Васильевичем Толстым
Porträt der Gräfin Anna Protassowa mit ihren Nichten, Detail
Portrait of Lady Henderson of Fordell
Portrait of a Woman as a Vestal Virgin
The Townshend Family
Giovanni Volpato (1735-1803)
Портрет John Simpson
Портрет Lady Elizabeth Foster
Bildnis der Fürstin Franziska von Kaunitz-Rietberg, geb. Ungnad, Gräfin von Weißenwolff
Bildnis Maria Karoline von Österreich, Königin von Neapel
Графиня Александра Васильевна Браницкая (1754-1838) с детьми.
Граф Николай Александрович Толстой (1761-1816) с
женой Анной Ивановной, ур. Барятинской (1774-1825) и с сыном Александром
(1795-1866)
|