![File:Sanzio 00.jpg](http://g4.s3.forblabla.com/u34/photoB722/20436370825-0/large.jpg#20436370825)
Природа принесла Рафаэля в
дар миру тогда, когда пожелала быть побежденной не только искусством, но
и добронравием. Его выдающиеся достижения ни в чем не уступали его
личному обаянию. Именно в нём воссияло столь сильное усердие, красота,
скромность и не малой величены талант.
![Рафаэль Сикстинская Мадонна](http://g2.s3.forblabla.com/u34/photo2D5E/20551735070-0/large.jpg#20551735070)
Сикстинская Мадонна. 1515
![Рафаэль Санти](http://g1.s3.forblabla.com/u38/photo6828/20659443674-0/large.jpg#20659443674)
РАФАЭЛЬ Автопортрет с другом, учителем фехтования.
Родился же Рафаэль в именитейшем итальянском городе Урбино в три часа
ночи в страстную пятницу 1483 года от некого Джованни деи Санти,
живописца не слишком выдающегося, но человека одаренного и способного
направлять детей по верному пути.
![РАФАЭЛЬ Мадонна с вуалью](http://g2.s3.forblabla.com/u37/photo8D6E/20882516523-0/large.jpg#20882516523)
РАФАЭЛЬ Мадонна с вуалью.
Когда
мальчик подрос, отец стал упражнять его в живописи, обнаружив в нем
большую склонность к этому искусству и прекраснейшее дарование. Не
прошло и много лет, как Рафаэль, будучи еще совсем юнцом, оказался
отличным помощником во многих работах, которые Джованни выполнял для
Урбинского государства.
![Рафаэль Святые у распятия](http://g2.s3.forblabla.com/u38/photoEC68/20328662221-0/large.jpg#20328662221)
Святые у распятия. 1503
![Рафаэль Санти. Рафаэль Санти.](http://g4.s3.forblabla.com/u34/photo91B3/20105589372-0/large.jpg#20105589372)
The Wedding of the Virgin, Raphael's most sophisticated altarpiece of this period.
Наконец,
когда этот примерный и любящий отец убедился в том, что сын его,
оставаясь при нем, мало что мог от него еще получить, он решил поместить
его к Пьетро Перуджино, который, как ему говорили, занимал в то время
первое место среди живописцев. В1500 году поступает на учебу в
мастерскую Перуджино.
![Рафаэль Мадонна Грандука](http://g4.s3.forblabla.com/u34/photoA91E/20774807919-0/large.jpg#20774807919)
Мадонна Грандука. 1504
В
скоре Рафаэль, изучил манеру Перуджино так, что подражал ей настолько
точно и решительно во всем, что его копии невозможно было отличить от
оригиналов его учителя, и нельзя было установить никакой разницы между
его вещами и вещами Пьетро.
![Рафаэль Мадонна на троне с Младенцем и святыми](http://g4.s3.forblabla.com/u34/photoB3B8/20667099315-0/large.jpg#20667099315)
Мадонна на троне с Младенцем и святыми. 1504-05
Об
этом ясно свидетельствуют в той же церкви Сан Франческо в Перудже
фигуры, написанные им маслом на дереве для госпожи Магдалины дельи Одди,
а именно вознесенная Богоматерь и венчающий ее Иисус Христос, внизу же
вокруг гробницы - двенадцать апостолов, созерцающих небесное видение, а в
мелко фигурной пределле, находящейся под образом, в разбитой на три
сцены - Богоматерь, принимающая благую весть от ангела, волхвы,
поклоняющиеся Христу, и он же в храме на руках Симеона.
![Рафаэль Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем](http://g2.s3.forblabla.com/u37/photo0AB4/20220953617-0/large.jpg#20220953617)
Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем. 1505
Вещь
эта выполнена поистине с предельным умением, и всякий, непривычный к
этой манере, был бы твердо уверен в том, что картина написана рукой
Пьетро, в то время как она, без сомнения, написана рукой Рафаэля. Так же
известны самые ранние юношеские три работы Санти: " Архангел Михаил,
поражающий сатану", "Три грации", и "Сон рыцаря". Юному рыцарю на этой
картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны. Но даже и
во сне приходится делать непростой выбор - между книгой и цветком,
между тяжким и легким жизненным путем.
![Святой Георгий побеждающий дракона](http://g3.s3.forblabla.com/u38/photoAFBB/20444026466-0/large.jpg#20444026466)
Святой Георгий побеждающий дракона. 1504-06
К
этому же периоду относится и картина Проповедь Святого Иоанна
Крестителя. Исследователи предполагают, что это единственное дошедшее до
нас изображение из пределлы (нижней створки алтаря) Мадонны Ансидеи в
Перудже. Декоративная манера письма и некоторая схематичность в
построении композиции напоминают о том, что молодой Рафаэль в эту пору
находился под влиянием своего учителя Пьетро Перуджино.
![Святой Георгий побеждающий дракона](http://g1.s3.forblabla.com/u38/photo9596/20997880768-0/large.jpg#20997880768)
Святой Георгий побеждающий дракона. 1505
![Святой Михаил и дракон](http://g3.s3.forblabla.com/u38/photo4523/20890172164-0/large.jpg#20890172164)
Святой Михаил и дракон. 1505
В
1504 году Рафаэль покинул стены мастерской и отправился во Флоренцию.
Переезд сыграл огромную роль в творческом становлении художника.
Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да
Винчи. Вслед за Леонардо он начинает много работать с натуры, изучает
анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные,
ритмически сбалансированные композиционные формулы.
![Рафаэль. Малая Мадонна Каупера](http://g2.s3.forblabla.com/u34/photoB5AC/20336317862-0/large.jpg#20336317862)
Малая Мадонна Каупера. 1505
В
последних флорентийских работах Рафаэля ("Положение в гроб", 1507,
галерея Боргезе, Рим; "Св. Екатерина Александрийская", около 1507-1508,
Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам
драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело.
Главная тема живописи флорентийского периода - Мадонна с младенцем, которой посвящено не менее 10 работ.
![Дама с единорогом](http://g1.s3.forblabla.com/u34/photo6CBF/20782463560-0/large.jpg#20782463560)
Дама с единорогом. 1505
В
последствии Рафаэлю пришлось вернуться в Урбино, где, за смертью
матери и отца его Джованни, все его имущество оставалось без присмотра. И
вот, в бытность свою в Урбино, он написал для Гвидобальдо,
военачальника у флорентийцев, две маленькие, но прекраснейшие картины во
второй своей манере, которые находятся и поныне у светлейшего и
превосходительнейшего Гвидобальдо, герцога Урбинского. Для него же он
выполнил небольшую картину с изображением Христа, молящегося в саду, и
трех апостолов, уснувших неподалеку от него. Картина эта настолько
выписана, что нельзя представить себе миниатюры лучше и иначе
написанной.
![Картина Мадонна Бельведерская](http://g3.s3.forblabla.com/u38/photo89EE/20005536409-0/large.jpg#20005536409)
Мадонна Бельведерская. 1506
После
этих работ Рафаэль, уладив свои дела, вернулся снова в Перуджу, где он
написал в церкви братьев сервитов на доске, находящейся в капелле
семейства Ансидеи, св. Иоанна Крестителя и св. Николая, а в Сан Северо,
небольшом монастыре камальдульского ордена в том же городе, а именно в
капелле Богоматери, он выполнил фреской Христа во славе и Бога-отца в
окружении ангелов и шести сидящих святых по три с каждой стороны: св.
Бенедикта, св. Ромуальда, св. Лаврентия, св. Иеронима, св. Мавра и св.
Плацидия. Произведение это, почитавшееся в то время прекрасным образцом
фресковой живописи, Рафаэль подписал своим именем большими и очень
хорошо видными буквами.
![Картина Снятие с креста. 1507](http://g1.s3.forblabla.com/u38/photo48E5/20559390711-0/large.jpg#20559390711)
Снятие с креста. 1507
![Рафаэль Санти Святая Катерина](http://g3.s3.forblabla.com/u38/photo9D1C/20228609258-0/large.jpg#20228609258)
Святая Катерина. 1507
К
числу лучших работ Рафаэля-монументалиста относятся также выполненные
по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи
(около 1513-1514, Санта Мария делла. Паче, Рим) и полная языческой
жизнерадостности фреска "Триумф Галатеи" (около 1514-1515, вилла
Фарнезина, Рим).
![Портрет кардинала. 1510-12](http://g4.s3.forblabla.com/u34/photoE3C0/20113245013-0/large.jpg#20113245013)
Портрет кардинала. 1510-12
![Картина Триумф Галатеи](http://g2.s3.forblabla.com/u38/photo0D98/20897827805-0/large.jpg#20897827805)
Триумф Галатеи. 1512-14
Выполненные
в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов
Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) В них появляются уже
первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, - черты
холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз,
избытком жестикуляции.
![Рафаэль Донна Велата](http://g2.s3.forblabla.com/u37/photo6F43/20451682107-0/large.jpg#20451682107)
Донна Велата. 1514
В
еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель
Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками
Джулио Романо и Дж. Ф. Пенни. Легкостью, изяществом, богатством фантазии
отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля
по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т.
н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519).
![Файл:La scuola di Atene.jpg](http://g1.s3.forblabla.com/u34/photoDC30/20567046352-0/large.jpg#20567046352)
фреска Рафаэль Санти
В
1519 г., по его рисункам Рафаэля, были богато украшены разнообразной
росписью потолок и стены так называемых "Ватиканских лож" - длинной
галереи с арками, открывающимися на двор св. Дамаза, построенной
Браманте для перехода из залы Константина в другие покои Ватиканского
дворца.
![картина рафаэля Портрет Бальдассаре Кастильоне](http://g1.s3.forblabla.com/u38/photo5145/20674754956-0/large.jpg#20674754956)
Портрет Балдасаре Кастильоне. 1514-15
На
сводах потолка написаны 52 сцены из Ветхого и Нового заветов,
окруженный орнаментом; стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными
арабесками и фигурными изображениями, близко напоминающими декоративную
живопись древних римлян. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках
десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках)
на сюжеты из Деяний св. апостолов; эти картины послужили оригиналами, по
которым были вытканы в Брюсселе драгоценные ковры для украшения нижней
части стен в Сикстинской капелле Ватиканского дворца.
![Мадонна Рафаэля](http://g2.s3.forblabla.com/u38/photo532B/20120900654-0/large.jpg#20120900654)
Мадонна. 1515
Из
произведений последнего периода деятельности Рафаэля особенно
заслуживают внимания фрески в римской вилле Фарнезине. На темы
классической мифологии: здесь, в целой серии изображений, чарующих
зрителя красотой форм, нежностью и гармонией красок, изумительной силой
проникновения художника в дух жизнерадостного античного миросозерцания,
воспроизведены эпизоды прелестной сказки об Амуре и Психее (по Апулею),
добавленные большой фреской, представляющей триумф нимфы Галатеи.
![Рафаэль Санти. Рафаэль Санти.](http://g2.s3.forblabla.com/u34/photo7A70/20343973503-0/large.jpg#20343973503)
Папа Лев 10 с кардиналами. 1518
![Рафаэль Санти. Рафаэль Санти.](http://g2.s3.forblabla.com/u34/photo2002/20682410597-0/large.jpg#20682410597)
:Pope Julius II.![Рафаэль Санти. Рафаэль Санти.](http://g2.s3.forblabla.com/u38/photoE532/20013192050-0/large.jpg#20013192050)
Portrait de Jeanne d'Aragon, by Raffaello Sanzio
Сверх
того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными
красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы
портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой
красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata"), герцогини Иоанны
Арагонской (в Луврском музее) и др.; большое "Несение Креста", наконец,
прелестнейшее из работ Пресвятой Девы, созданных художником, всесветно
знаменитая "Сикстинская Мадонна» - произведение, не имеющее равного себе
во всей западноевропейской живописи, представляющее собою полнейшее
воплощение идеала в христианском искусстве.
![Проповедь Святого Иоанна Крестителя](http://g3.s3.forblabla.com/u38/photo2F1E/20790119201-0/large.jpg#20790119201)
Проповедь Святого Иоанна Крестителя
Заметный
след Рафаэль оставил и в итальянской архитектуре. Среди его построек -
маленькая церковь Сан'Элиджо дельи Орефичи (заложена около 1509) с ее
строгим интерьером, капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо
(заложена около 1512) интерьер которой являет пример редкого даже для
эпохи Возрождения единства архитектурного решения и декора,
разработанного Рафаэлем, - росписей, мозаики, скульптуры, и
недостроенная вилла Мадама.
![Распятие с Девой Марией святыми и ангелами](http://g2.s3.forblabla.com/u38/photo8507/20905483446-0/large.jpg#20905483446)
Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами
Между
тем все больше и больше разрасталась слава Рафаэля, а равным образом и
награды, им получаемые. И вот, чтобы оставить о себе память, он построил
себе в Риме, в Борго Нуово, дворец, который был оштукатурен по
указаниям архитектора Браманте. Когда же молва об этих и многих других
творениях этого знатнейшего художника проникла вплоть до Франции, а
также Фландрии. Альбрехт Дюрер, удивительнейший немецкий живописец и
гравер на меди, выпускавший прекраснейшие оттиски, посылал Рафаэлю свои
вещи и в том числе головной автопортрет, выполненный им гуашью на
тончайшей ткани так, что его можно было рассматривать одинаково с обеих
сторон, причем блики были без белил и прозрачными, а прочие светлые
места изображения были нетронутыми с расчетом на просвечивающую ткань,
будучи только едва подкрашены и тронуты цветной акварелью. Вещь эта
показалась Рафаэлю поразительной, и потому он послал ему много листов с
собственными рисунками, которыми Аль Брехт особенно дорожил.
![Рафаэль - Сон рыцаря](http://g4.s3.forblabla.com/u34/photo1C3D/20459337748-0/large.jpg#20459337748)
Сон рыцаря
Действительно,
творчество Санти может считаться высшим проявлением и слиянием воедино
всех лучших приобретений человеческого гения в сфере искусства, добытых
общими усилиями множества художников за всю эпоху итальянского
Возрождения.
Самой последней, предсмертной
работой Рафаэля было "Преображение Господне" (в ватиканском музее);
великий художник успел исполнить в этой картине только верхнюю часть;
остальное исполнено в ней его учениками, уже после его кончины.
![Рафаэль Преображение](http://g3.s3.forblabla.com/u34/photoA943/20236264899-0/large.jpg#20236264899)
Преображение. 1518-20
Он
умер в Риме, 6 апреля1520 г. Жизнь Рафаэля Санти была
непродолжительной, но и отпущенного судьбой времени оказалось достаточно
для того, чтобы о нем вспоминали как об одном из великих мастеров
Высокого Возрождения.
![Рафаэль Санти. Рафаэль Санти.](http://g3.s3.forblabla.com/u38/photoB621/20243920540-0/large.jpg#20243920540)
Raphael,
The Miraculous Draught of Fishes (1515)Его внезапная смерть прервала
соперничество двух великих мастеров. Принимавших участие в создании и
украшении Ватикана - Рафаэля и Микеланджело, который был тоже старше
Рафаэля, но после его смерти прожил еще много лет. Прах его был
похоронен с теми почестями, которые заслужил столь благородный дух, и не
было художника, который не заливался бы горькими слезами и не проводил
бы его в последний путь.
![Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем](http://g4.s3.forblabla.com/u38/photo06B8/20797774842-0/large.jpg#20797774842)
Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем
![картина мадонна с младенцем](http://g1.s3.forblabla.com/u37/photoE8D7/20351629144-0/large.jpg#20351629144)
«Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем»
![Рафаэль Санти. Рафаэль Санти.](http://g2.s3.forblabla.com/u38/photoEA00/20020847691-0/large.jpg#20020847691)
Resurrection of Christ (The Kinnaird Resurrection), 1499-1502
![Рафаэль Санти. Рафаэль Санти.](http://g2.s3.forblabla.com/u38/photo27F1/20128556295-0/large.jpg#20128556295)
The en:Coronation of the Virgin 1502-3
![Рафаэль Санти. Рафаэль Санти.](http://g3.s3.forblabla.com/u37/photoCFAE/20574701993-0/large.jpg#20574701993)
Il Spasimo 1517, brings a new degree of expressiveness to his art
В
25 лет художник попадает в Рим, и с этого момента начинается период
наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в
Ватиканском дворце (1509-1511), среди которых безусловный шедевр
мастера — фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые
картины,
![Файл:Raffael 058.jpg](http://g4.s3.forblabla.com/u37/photoA78D/20136211936-0/large.jpg#20136211936)
![Файл:Raffael5.jpg](http://g4.s3.forblabla.com/u34/photo468D/20690066238-0/large.jpg#20690066238)
Афинская школа. Платон и Аристотель (задний план), Гераклит и Диоген (передний план)
![Файл:Massatbolsena.jpg](http://g2.s3.forblabla.com/u38/photoD8E3/20466993389-0/large.jpg#20466993389)
Месса в Больсене
![Файл:Raffael 078.jpg](http://g1.s3.forblabla.com/u34/photoE99D/20582357634-0/large.jpg#20582357634)
«Диспут» (спор о причастии)
![Файл:Raphael Heliodorus.jpg](http://g1.s3.forblabla.com/u38/photo9452/20913139087-0/large.jpg#20913139087)
Изгнание Элиодора
![Рафаэль Санти. Рафаэль Санти.](http://g3.s3.forblabla.com/u37/photo548D/20359284785-0/large.jpg#20359284785)
![Файл:Giulio Romano 001.jpg](http://g3.s3.forblabla.com/u38/photo24D1/20697721879-0/large.jpg#20697721879)
Последняя роспись Рафаэлем (1514—1517 гг.).
![Рафаэль Санти. Рафаэль Санти.](http://g2.s3.forblabla.com/u38/photoFCDF/20920794728-0/large.jpg#20920794728)
Форнарина полулегендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля,
чьё настоящее имя было, как считается, Маргерита Лути , а своим
прозвищем Форнарина была обязана профессии своего отца-булочника.
![Рафаэль Санти. Рафаэль Санти.](http://g1.s3.forblabla.com/u37/photo96BA/20251576181-0/large.jpg#20251576181)
Рафаэль портрет молодой женщины или Форнарины 1518—1519,
![Файл:Raffael 026.jpg](http://g4.s3.forblabla.com/u37/photo8EBF/20028503332-0/large.jpg#20028503332)
«Мадонна делла Седиа, или Мадонна в кресле», 1514
![File:Raphael missing.jpg](http://g4.s3.forblabla.com/u37/photo449C/20474649030-0/large.jpg#20474649030)
Self-portrait? by Raphael, missing since World War II or Francesco Maria della Rovere
![4723908_0_6b300_66a4c97d_XL (503x20, 18Kb)](http://g4.s3.forblabla.com/u38/photo4010/20805430483-0/large.gif#20805430483)
http://www.bibliotekar.ru/kRafael/index.htm
http://www.liveinternet.ru/users/4723908/post215351051/