Природа принесла Рафаэля в
дар миру тогда, когда пожелала быть побежденной не только искусством, но
и добронравием. Его выдающиеся достижения ни в чем не уступали его
личному обаянию. Именно в нём воссияло столь сильное усердие, красота,
скромность и не малой величены талант.
Сикстинская Мадонна. 1515
РАФАЭЛЬ Автопортрет с другом, учителем фехтования.
Родился же Рафаэль в именитейшем итальянском городе Урбино в три часа
ночи в страстную пятницу 1483 года от некого Джованни деи Санти,
живописца не слишком выдающегося, но человека одаренного и способного
направлять детей по верному пути.
РАФАЭЛЬ Мадонна с вуалью.
Когда
мальчик подрос, отец стал упражнять его в живописи, обнаружив в нем
большую склонность к этому искусству и прекраснейшее дарование. Не
прошло и много лет, как Рафаэль, будучи еще совсем юнцом, оказался
отличным помощником во многих работах, которые Джованни выполнял для
Урбинского государства.
Святые у распятия. 1503
The Wedding of the Virgin, Raphael's most sophisticated altarpiece of this period.
Наконец,
когда этот примерный и любящий отец убедился в том, что сын его,
оставаясь при нем, мало что мог от него еще получить, он решил поместить
его к Пьетро Перуджино, который, как ему говорили, занимал в то время
первое место среди живописцев. В1500 году поступает на учебу в
мастерскую Перуджино.
Мадонна Грандука. 1504
В
скоре Рафаэль, изучил манеру Перуджино так, что подражал ей настолько
точно и решительно во всем, что его копии невозможно было отличить от
оригиналов его учителя, и нельзя было установить никакой разницы между
его вещами и вещами Пьетро.
Мадонна на троне с Младенцем и святыми. 1504-05
Об
этом ясно свидетельствуют в той же церкви Сан Франческо в Перудже
фигуры, написанные им маслом на дереве для госпожи Магдалины дельи Одди,
а именно вознесенная Богоматерь и венчающий ее Иисус Христос, внизу же
вокруг гробницы - двенадцать апостолов, созерцающих небесное видение, а в
мелко фигурной пределле, находящейся под образом, в разбитой на три
сцены - Богоматерь, принимающая благую весть от ангела, волхвы,
поклоняющиеся Христу, и он же в храме на руках Симеона.
Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем. 1505
Вещь
эта выполнена поистине с предельным умением, и всякий, непривычный к
этой манере, был бы твердо уверен в том, что картина написана рукой
Пьетро, в то время как она, без сомнения, написана рукой Рафаэля. Так же
известны самые ранние юношеские три работы Санти: " Архангел Михаил,
поражающий сатану", "Три грации", и "Сон рыцаря". Юному рыцарю на этой
картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны. Но даже и
во сне приходится делать непростой выбор - между книгой и цветком,
между тяжким и легким жизненным путем.
Святой Георгий побеждающий дракона. 1504-06
К
этому же периоду относится и картина Проповедь Святого Иоанна
Крестителя. Исследователи предполагают, что это единственное дошедшее до
нас изображение из пределлы (нижней створки алтаря) Мадонны Ансидеи в
Перудже. Декоративная манера письма и некоторая схематичность в
построении композиции напоминают о том, что молодой Рафаэль в эту пору
находился под влиянием своего учителя Пьетро Перуджино.
Святой Георгий побеждающий дракона. 1505
Святой Михаил и дракон. 1505
В
1504 году Рафаэль покинул стены мастерской и отправился во Флоренцию.
Переезд сыграл огромную роль в творческом становлении художника.
Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да
Винчи. Вслед за Леонардо он начинает много работать с натуры, изучает
анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные,
ритмически сбалансированные композиционные формулы.
Малая Мадонна Каупера. 1505
В
последних флорентийских работах Рафаэля ("Положение в гроб", 1507,
галерея Боргезе, Рим; "Св. Екатерина Александрийская", около 1507-1508,
Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам
драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело.
Главная тема живописи флорентийского периода - Мадонна с младенцем, которой посвящено не менее 10 работ.
Дама с единорогом. 1505
В
последствии Рафаэлю пришлось вернуться в Урбино, где, за смертью
матери и отца его Джованни, все его имущество оставалось без присмотра. И
вот, в бытность свою в Урбино, он написал для Гвидобальдо,
военачальника у флорентийцев, две маленькие, но прекраснейшие картины во
второй своей манере, которые находятся и поныне у светлейшего и
превосходительнейшего Гвидобальдо, герцога Урбинского. Для него же он
выполнил небольшую картину с изображением Христа, молящегося в саду, и
трех апостолов, уснувших неподалеку от него. Картина эта настолько
выписана, что нельзя представить себе миниатюры лучше и иначе
написанной.
Мадонна Бельведерская. 1506
После
этих работ Рафаэль, уладив свои дела, вернулся снова в Перуджу, где он
написал в церкви братьев сервитов на доске, находящейся в капелле
семейства Ансидеи, св. Иоанна Крестителя и св. Николая, а в Сан Северо,
небольшом монастыре камальдульского ордена в том же городе, а именно в
капелле Богоматери, он выполнил фреской Христа во славе и Бога-отца в
окружении ангелов и шести сидящих святых по три с каждой стороны: св.
Бенедикта, св. Ромуальда, св. Лаврентия, св. Иеронима, св. Мавра и св.
Плацидия. Произведение это, почитавшееся в то время прекрасным образцом
фресковой живописи, Рафаэль подписал своим именем большими и очень
хорошо видными буквами.
Снятие с креста. 1507
Святая Катерина. 1507
К
числу лучших работ Рафаэля-монументалиста относятся также выполненные
по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи
(около 1513-1514, Санта Мария делла. Паче, Рим) и полная языческой
жизнерадостности фреска "Триумф Галатеи" (около 1514-1515, вилла
Фарнезина, Рим).
Портрет кардинала. 1510-12
Триумф Галатеи. 1512-14
Выполненные
в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов
Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) В них появляются уже
первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, - черты
холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз,
избытком жестикуляции.
Донна Велата. 1514
В
еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель
Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками
Джулио Романо и Дж. Ф. Пенни. Легкостью, изяществом, богатством фантазии
отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля
по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т.
н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519).
фреска Рафаэль Санти
В
1519 г., по его рисункам Рафаэля, были богато украшены разнообразной
росписью потолок и стены так называемых "Ватиканских лож" - длинной
галереи с арками, открывающимися на двор св. Дамаза, построенной
Браманте для перехода из залы Константина в другие покои Ватиканского
дворца.
Портрет Балдасаре Кастильоне. 1514-15
На
сводах потолка написаны 52 сцены из Ветхого и Нового заветов,
окруженный орнаментом; стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными
арабесками и фигурными изображениями, близко напоминающими декоративную
живопись древних римлян. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках
десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках)
на сюжеты из Деяний св. апостолов; эти картины послужили оригиналами, по
которым были вытканы в Брюсселе драгоценные ковры для украшения нижней
части стен в Сикстинской капелле Ватиканского дворца.
Мадонна. 1515
Из
произведений последнего периода деятельности Рафаэля особенно
заслуживают внимания фрески в римской вилле Фарнезине. На темы
классической мифологии: здесь, в целой серии изображений, чарующих
зрителя красотой форм, нежностью и гармонией красок, изумительной силой
проникновения художника в дух жизнерадостного античного миросозерцания,
воспроизведены эпизоды прелестной сказки об Амуре и Психее (по Апулею),
добавленные большой фреской, представляющей триумф нимфы Галатеи.
Папа Лев 10 с кардиналами. 1518
:Pope Julius II.
Portrait de Jeanne d'Aragon, by Raffaello Sanzio
Сверх
того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными
красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы
портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой
красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata"), герцогини Иоанны
Арагонской (в Луврском музее) и др.; большое "Несение Креста", наконец,
прелестнейшее из работ Пресвятой Девы, созданных художником, всесветно
знаменитая "Сикстинская Мадонна» - произведение, не имеющее равного себе
во всей западноевропейской живописи, представляющее собою полнейшее
воплощение идеала в христианском искусстве.
Проповедь Святого Иоанна Крестителя
Заметный
след Рафаэль оставил и в итальянской архитектуре. Среди его построек -
маленькая церковь Сан'Элиджо дельи Орефичи (заложена около 1509) с ее
строгим интерьером, капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо
(заложена около 1512) интерьер которой являет пример редкого даже для
эпохи Возрождения единства архитектурного решения и декора,
разработанного Рафаэлем, - росписей, мозаики, скульптуры, и
недостроенная вилла Мадама.
Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами
Между
тем все больше и больше разрасталась слава Рафаэля, а равным образом и
награды, им получаемые. И вот, чтобы оставить о себе память, он построил
себе в Риме, в Борго Нуово, дворец, который был оштукатурен по
указаниям архитектора Браманте. Когда же молва об этих и многих других
творениях этого знатнейшего художника проникла вплоть до Франции, а
также Фландрии. Альбрехт Дюрер, удивительнейший немецкий живописец и
гравер на меди, выпускавший прекраснейшие оттиски, посылал Рафаэлю свои
вещи и в том числе головной автопортрет, выполненный им гуашью на
тончайшей ткани так, что его можно было рассматривать одинаково с обеих
сторон, причем блики были без белил и прозрачными, а прочие светлые
места изображения были нетронутыми с расчетом на просвечивающую ткань,
будучи только едва подкрашены и тронуты цветной акварелью. Вещь эта
показалась Рафаэлю поразительной, и потому он послал ему много листов с
собственными рисунками, которыми Аль Брехт особенно дорожил.
Сон рыцаря
Действительно,
творчество Санти может считаться высшим проявлением и слиянием воедино
всех лучших приобретений человеческого гения в сфере искусства, добытых
общими усилиями множества художников за всю эпоху итальянского
Возрождения.
Самой последней, предсмертной
работой Рафаэля было "Преображение Господне" (в ватиканском музее);
великий художник успел исполнить в этой картине только верхнюю часть;
остальное исполнено в ней его учениками, уже после его кончины.
Преображение. 1518-20
Он
умер в Риме, 6 апреля1520 г. Жизнь Рафаэля Санти была
непродолжительной, но и отпущенного судьбой времени оказалось достаточно
для того, чтобы о нем вспоминали как об одном из великих мастеров
Высокого Возрождения.
Raphael,
The Miraculous Draught of Fishes (1515)Его внезапная смерть прервала
соперничество двух великих мастеров. Принимавших участие в создании и
украшении Ватикана - Рафаэля и Микеланджело, который был тоже старше
Рафаэля, но после его смерти прожил еще много лет. Прах его был
похоронен с теми почестями, которые заслужил столь благородный дух, и не
было художника, который не заливался бы горькими слезами и не проводил
бы его в последний путь.
Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем
«Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем»
Resurrection of Christ (The Kinnaird Resurrection), 1499-1502
The en:Coronation of the Virgin 1502-3
Il Spasimo 1517, brings a new degree of expressiveness to his art
В
25 лет художник попадает в Рим, и с этого момента начинается период
наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в
Ватиканском дворце (1509-1511), среди которых безусловный шедевр
мастера — фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые
картины,
Афинская школа. Платон и Аристотель (задний план), Гераклит и Диоген (передний план)
Месса в Больсене
«Диспут» (спор о причастии)
Изгнание Элиодора
Последняя роспись Рафаэлем (1514—1517 гг.).
Форнарина полулегендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля,
чьё настоящее имя было, как считается, Маргерита Лути , а своим
прозвищем Форнарина была обязана профессии своего отца-булочника.
Рафаэль портрет молодой женщины или Форнарины 1518—1519,
«Мадонна делла Седиа, или Мадонна в кресле», 1514
Self-portrait? by Raphael, missing since World War II or Francesco Maria della Rovere
http://www.bibliotekar.ru/kRafael/index.htm
http://www.liveinternet.ru/users/4723908/post215351051/