Томас Гейнсборо (1727—1788)
«Если бы наша нация произвела до статочно талантов, чтобы
мы удостоились чести именоваться английской школой живописи, имя
Гейнсборо перешло бы к потомству среди первейших носителей её
зачинающейся славы». Эти слова сказаны Джошуа Рейнолдсом в его
знаменитой речи памяти Томаса Гейнсборо, произнесённой в Королевской
академии искусств. Из всех мастеров английской живописи XVIII в.
Гейнсборо уже при жизни был признан самым выдающимся.
Томас Гейнсборо родился в селении Сёдберри (на востоке
Англии) в семье торговца сукном. Закончив обучение в Лондоне, молодой
художник вернулся в родные места, а в 1752г. поселился в соседнем
городке Ипсвиче.
На творчество мастера повлияли живопись французского
рококо, а также традиция «сцен собеседования» (в частности, полотна
Хогарта). Первые зрелые произведения Гейнсборо — «Супруги Эндрюс» (1749
г.), «Супруги Кирби» (около 1750 г.), «Автопортрет с женой и дочерью»
(около 17 51 — 17 5 2 гг.) и другие — выполнены именно в этом жанре.
Однако в его групповых портретах, как правило, нет действия, герои
обращены лицом к зрителю и почти всегда изображены на фоне пейзажа.
Персонажи Гейнсборо чувствуют себя естественно, легко, и в их отношениях
царят любовь и согласие (не случай, но художник так часто обращался к
семейным портретам).
|
|
Томас Гейнсборо. Супруги Эндрюс. 1 749 г. Национальная галерея, Лондон.
|
В 1759 г. Гейнсборо перебрался в Бат — аристократический
курорт. Именно здесь он познакомился с творчеством Антониса ван Дейка.
Парадные портреты знаменитого фламандца оказали сильное влияние на
художника.
|
|
Томас Гейнсборо. Мальчик в голубом. Около 1770 г. Галерея Хантингтон, СанМарино (США).
|
Герой портрета, друг художника Джонатан Баттл, юноша
далеко не знатного происхождения, блестяще «вошёл в образ» утончённого
молодого аристократа.
Успех у богатых заказчиков позволил Гейнсборо в 1774 г.
переехать в Лондон. Он участвовал в выставках Королевской академии
искусств, постоянно общался с известными художниками, актёрами,
музыкантами. Творческая личность — источники её вдохновения, особенности
её внутреннего мира — стала одной из ведущих тем его портретов
лондонского периода.
В 80х гг. Гейнсборо создал портреты музыканта и
писательницы Элизабет Линли Шеридан (1783 г.) и выдающейся трагической
актрисы Сары Сиддонс (1785 г.). Облик Элизабет Шеридан излучает нежность
и обаяние. Фигура героини связана с пейзажем: темно-коричневые краски
вечернего леса великолепно оттеняют тёплое золотистое сияние её платья,
можно заметить, что линия причёски повторяется в очертаниях кроны
дерева. Пейзаж воспринимается как отражение душевного со стояния
женщины.
|
|
Томас Гейнсборо. Утренняя прогулка. Около 1 785—1 786 гг. Национальная галерея, Лондон.
|
Портрет Сары Сиддонс совсем иной. Многое в нём рассчитано
на внешнее впечатление — элегантный костюм, бархатная драпировка
занавес, написанные с большим мастерством. В облике актрисы чувствуется
огромная сила характера, но её внутренний мир недоступен. Сидцонсактриса
скрывает от зрите ля Сиддонс женщину.
|
|
Томас Гейнсборо. Портрет Сары Сиддонс. 1 785 г. Национальная галерея, Лондон.
|
Главный жанр в живописи Гейнсборо — это портрет, но сам
художник считал себя прежде всего пейзажистом. Он нередко тяготился
работой над портретами, и его очень огорчало скептическое отношение к
пейзажу в академических кругах.
|
|
Томас Гейнсборо. Дама в голубом. Не позднее 1780 г. Государственный Эрмитаж, СанктПетербург.
|
На пейзажи Гейнсборо повлияла голландская традиция XVII
в. Как и голландские художники, он изображал живописные сельские виды,
обязательно включая в них человека. Герои обычно показаны в пути
(«Повозка», 1767 г.; «Возвращение крестьян с рынка», 17б7—1768 гг.;
«Речной пейзаж с фигурами в лодке», 1768— 1770 гг., и др.). Художник
почти не использовал натурные наблюдения в своих пейзажах: приступая к
работе, он строил на столе небольшую модель из камешков, веток, песка,
кусочков мха, а затем воспроизводил её на холсте. В то же время краски
живой природы отразились в цветовом решении его полотен. Мастер
стремился к тонким и нежным полутонам, мягкой светотени. Мир Гейнсборо
наполнен покоем и гармонией. Гейнсборо ценил в природе естественную,
скромную красоту, созвучную переживаниям человека. Он любил лесные и
речные виды с извилистыми тропинками, свободно растущими деревьями,
порой принимающими причудливые формы. Его творчество подготовило расцвет
английского романтического пейзажа в первой половине XIX в.
|
|
Томас Гейнсборо. Повозка. 1767 г. Национальная галерея, Лондон.
|
Источник:http://scit.boom.ru
«Разговор в парке»
«Лесоруб, флиртующий с пастушкой
«Портрет Мэри Гейнсборо, дочери
художника»
«Портрет Хенедж Ллойд с сестрой»
«Портрет миссис Томас Грэхэм»
«Портрет графини Мэри Хов»
«Деревенская девочка с собакой и кувшином»
«Вид близ деревни Корнард» |