Картины - Жан Оноре Фрагонар
«Качели» (Счастливые случайности качания на качелях)
Жан Оноре Фрагонар (фр. Jean-Honoré Fragonard;
1732, Грасс — 1806, Париж) — знаменитый французский художник,
живописец и график, яркий представитель стиля рококо. Один из
крупнейших живописцев Франции второй половины XVIII в. В своём
творчестве продолжая и развивая традиции художественного стиля рококо,
создавал картины с галантными сценами, игриво-эротическими мотивами.
После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник
XVIII столетия. Творчество Фрагонара — утонченный и яркий цветок
искусства рококо и всей французской культуры второй половины века.
Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. Его отец был перчаточником, в
40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Здесь
семнадцатилетний Жан-Оноре Фрагонар попытался поступить в обучение к Франсуа Буше, но был отослан мэтром в мастерскую Жана Батиста Шардена.
Время, проведенное у великого живописца, не прошло для Фрагонара даром —
но это скажется позднее; пока ему не пришлись по вкусу ни прозаические
сюжеты Шардена, ни его кропотливые штудии натуры. Через полгода
начинающий художник снова отправился к Буше, который проявил на этот раз
большую благосклонность. За сравнительно короткий срок Фрагонар перенял
стилевые приемы своего учителя и в 1752 году был удостоен Римской
премии за картину на библейский сюжет. После трехлетней стажировки в
Париже у академического живописца Ванлоо Фрагонар
уезжает в Рим в качестве стипендиата учрежденной там еще в XVII веке
французской Академии. В годы, проведенные в Италии (1756—1761),
происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в
неповторимо самобытного мастера. Этой метаморфозе способствовала дружба
Фрагонара с просвещенным меценатом Сен-Ноном и впоследствии знаменитым
автором пейзажных панно — Юбером Робером, но, прежде
всего — встреча с искусством и природой Италии. Фрагонар создает в этот
период серию замечательных графических пейзажей, дополненную во время
вторичного посещения Италии в 1773—1776 годах. Это по преимуществу виды
прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. На этих
рисунках, выполненных бистром или сангиной, изображены тенистые аллеи,
напоминающие своды соборов, величавые зонты пиний, целые каскады зелени,
гроты, ступенчатые террасы с балюстрадами и статуями. Все это
отличается архитектурной стройностью композиции и проникнуто почти
космическим чувством природы, роднящим Фрагонара с мастерами XVII века.
Собственно «фрагонаровское»— в сочетании величия с невиданной прежде
интимной теплотой, мягкостью и утонченностью восприятия мира. Его кисть и
карандаш передают бесчисленное множество оттенков черного и белого,
градаций размытых и четких форм. Но, пожалуй, главное очарование
фрагонаровской графики — в ее светоносности. Свет в его пейзажах то
мерцает, то струится широким потоком, вспыхивает в листве, таинственно
озаряет дали...
Автопортрет
После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных
впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика, и
утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы д'Эсте»), пишет пейзажи, а
также композиции в историческом жанре. В 1765 году за картину «Корез
жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к
академикам. Однако почетной и бесплодной карьере академического
живописца он предпочитает свободное творчество. Главное место в нем
занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру
дарования Фрагонара, и духу времени. Его картины украшают отели знати
(в числе заказчиков художника — любовница короля, знаменитая Дюбарри),
будуары актрис и апартаменты богатых любителей искусства. Фрагонар порой
уступал вкусам заказчиков, но в большинстве работ оставался неизмеримо
выше их. «Пикантные» сюжеты, которые в работах посредственных мастеров
казались пошлыми и пустыми, у него, сохраняя легкость, наполняются
поэзией, приобретают характер радостной фантазии, очаровывают грацией,
чистотой и свежестью. Таковы его знаменитые «Похищение рубашки Амуром»,
«Счастливое мгновение», «Жимблет». Иногда он создавал произведения,
захватывающие широким музыкальным ритмом и подлинно вакхическим, в духе Рубенса,
порывом (например, луврские «Купальщицы»). Отличительные черты
фрагонаровского стиля — динамичный, скользящий мазок, букет свежих и
ярких красок, богатство оттенков и одновременно смелое построение формы
чистыми тонами. Но наряду с этим Фрагонар работал и в более «отделанном»
стиле, одним из лучших образцов которого являются знаменитые «Качели»
(полное название: «Счастливые случайности качания на качелях»).
Фрагонар
писал много портретов, среди которых выделяется серия с моделями в
полумаскарадных «исторических» костюмах. Здесь напрасно искать глубины
психологической характеристики, но зато с неподражаемой силой переданы
жизненный порыв, грация и красота. Портреты написаны стремительным и
острым «хальсовским» мазком, динамичны по композиции и декоративны
(многие из них служили украшениями интерьера, «десюдепортами»). Среди
наиболее известных работ — портрет Сен-Нона, «Вдохновение» и словно
излучающая солнечное сияние «Читающая».
В 1670-е годы широкое
распространение просветительских идей, призывы Руссо и Дидро к
естественности, простоте и нравственности, а также изменения в личной
жизни Фрагонара (он женится и становится отцом семейства) приводят к
переменам в его искусстве. Теперь в его живописи преобладают
идиллические семейные сцены, в которых художник как бы соревнуется с
вошедшим в моду Грезом. Однако в работах Фрагонара нет слащавости Греза и
его плоского, с оттенком ханжества, морализаторства. Особенно удавались
ему сцены с детьми, написанные с необыкновенной нежностью и юмором. В
живописном стиле художника ощущаются уже влияния не столько Рубенса,
сколько малых голландцев, хотя Фрагонар как всегда далек от подражания.
Одна из самых ярких страниц творчества мастера в 1670-е годы — серия
«празднеств», протекающих на фоне прекрасных парков, аналогичных
итальянским («Праздник в Сен-Клу», «Игра в жмурки», «Театр кукол»,
«Продавцы игрушек», «Актеры»). Театральное и игровое начало, которым
проникнуто все искусство Фрагонара, здесь выражено, пожалуй, с
наибольшей силой. Его картины, одновременно реалистичные и откровенно
условные, напоминают прекрасную грезу. В отличие от «галантных
празднеств» Ватто, в них нет меланхолии — они излучают радость жизни.
Вместе с тем в образах Фрагонара нет и свойственной Ватто глубины
проникновения в духовную жизнь человека.
В
1680-е годы в искусстве Фрагонара происходит некоторый спад; однако
наряду с шаблонными заказными произведениями он создает необыкновенно
утонченные по живописному языку работы («Воспоминание», «Любовная
записка»), заканчивает начатые прежде циклы графических иллюстраций к
Лафонтену и Ариосто. В его позднем творчестве есть предвосхищение
романтизма и даже классицизма следующего столетия («Фонтан любви»).
Однако героический и чеканный классицизм Давида
— художника наступившей революции — имел мало общего с
утонченно-гедонистическим и чувственным искусством мастера эпохи рококо.
После революции Фрагонар лишается заказчиков и славы. Благодаря
протекции Давида Фрагонар работает последние годы столетия (с 1794 по
1800 год) в музейной комисии Лувра, формирует его кабинет рисунков;
затем лишается и этого места. Умер Фрагонар почти в полной безвестности,
в скупых некрологах упоминалось о «художнике старой Академии, которому
удавались галантные и эротические сюжеты». Однако его творчеству была
суждена долгая жизнь. Жизнерадостное, поэтическое и несравненное по
красоте живописного и графического языка искусство Фрагонара вдохновляло
многих живописцев XIX и XX веков — от Делакруа и Коро до Ренуара, Боннара и Шагала.
The Love Letter 1770
The lock 1776-79
Psyche and Her Two Sisters
The Fountain of Love.1785.Wallace Collection, London
A Young Scholar.1775-1778.Wallace Collection, London
Дени Дидро
Blind man's bluff game
Diana and Endymion, c. 1753-1755
Coresus Sacrificing himselt to Save Callirhoe.1765.Musйe du Louvre, Paris
Comite revolutionnaire
Captured kiss
Adoration of the Shepherds.1775.
A Young Girl Reading.1776.National Gallery of Art, Washington
A Boy as Pierrot.1776-1780.Wallace Collection, London
The Fountain of Love 1785
Visite à la nourrice
The Faithful Dog
The Bathers.1772-1775.
Portrait of a Man called 'The Warrior'
Урок музыки
The Shady Walk
Мечтания 1768
Девушка, играющая с собачкой 1772
Девочка в постели, играющая с собачкой, Мюнхен,
Венец возлюбленному 1771-73
Танец сатиров Четвертый лист
Свидание 1771-73
Поцелуй украдкой