Ян ван Эйк - выдающийся нидерландский живописец, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения.
Термин «art nova» — новое искусство, позаимствованный из истории музыки, — очень точно определяет искусство Нидерландов первой половины XV в. Не возрождение античности, как в Италии, а самостоятельное, интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской культуры.
Человек — не вершина творения, а всего лишь одно из свидетельств могущества Творца. И это ощущение божественной драгоценности повседневного бытия, живущее в творчестве Яна ван Эйка, послужило во многом исходным пунктом развития реализма в истории европейской живописи.
Человек в тюрбане 1433г
Национальная галерея, Лондон, Англия
Не позднее 1426 г. была написана «Мадонна в церкви» — одна из ранних работ Ван Эйка. Как и большинство его произведений, картина как бы светится изнутри, рождая ощущение возвышенной радости.
Такой поразительный эффект внутреннего свечения достигался за счет послойного нанесения масляной краски на белую гипсовую грунтовку, тщательно отшлифованную и покрытую лаком.
"Мадонна в церкви"1425-26г
Столичный музей, Берлин, Германия
Красящие составы на основе растительных масел были известны еще в ХII в., но популярностью не пользовались:они долго сохли, часто блекли и растрескивались. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Лишь Ван Эйк, где-то около 1410 г., нашел ту магическую формулу, которая делала краски быстросохнущими, позволяла живописцу наносить их плотными или прозрачными слоями, не опасаясь смешения.
Портрет ювелира (Человек с кольцом)1430г
Румынский Национальный музей, Бухарест
Дату рождения художника следует, по всей вероятности, относить к первой половине 1390-х гг.; родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург.
Первыми уроками мастерства, опять-таки предположительно, Ян был обязан своему старшему брату Губерту.
Ян ван Эйк (ок.1390-1441) Мадонна канцлера Роллена ~1435г
Лувр, Париж, Франция
К 1422 г., когда имя ван Эйка впервые упоминается в документах, это был уже известный живописец, состоящий на службе у Иоанна Баварского, графа Голландии, Зeландии и Геннегау, двор которого располагался в Гааге
Дева Мария с Младенцем с книгой 1433
Национальная галерея Виктории, Мельбурн.
Благовещение 1440
Метрополитен музей, Нью-Йорк, Сша
Луккская Мадонны (Мария Кормящая)
Картина находилась в коллекции Карла Луиджи, принца Лукkи 1436 г
Художественный институт, Франкфурт , Германия
Cвятой Иероним 1442
Детройтский Институт Искусства, Детройт, США
Эта маленькая картина написана в Испании в 1428-29.
Есть более поздняя копия (около 1450) в галерее Сабауда, Турин, Италия
Стигмы Cв. Франциска 1428-29
Государственный музей искусства, Филадельфия , США
Мадоннa каноника ван дер Пале 1436г
Городской музей, Гронинге (Groeninge), Брюгге,Бельгия
Портрет кардинала Никколo Албергати 1431-32г
Художественно-исторический музей, Вена, Австрия, США
Портрет молодого человека (Tymotheos)1432г
Национальная галерея, Лондон, Англия
Портрет Маргарет ван Эйк 1439г
Музей Гроениндж (Groeninge), Брюгге,Бельгия
Портрет человека с гвоздикой 1435г
Столичный музей, Берлин, Германия
Портрет четы Арнольфини 1434г
Национальная Галерея, Лондон, Англия
В основе всех изображений ван Эйка лежит рисунок, часто сделанный с натуры. Ярким примером графического мастерства художника служит «Св. Варвара» — предмет долгих споров ученых, не пришедших к единому мнению, является ли это произведение законченным рисунком или ненаписанной картиной. Серебристый рисунок сделан тончайшей кистью по загрунтованной доске, вставленной в авторскую раму с надписью: «Иоанн ван Эйк меня сделал в 1437 году».
Cв.Варвара 1437
Королевский музей изящных искусств 1437, Антверпен
Художник скончался 9 июля 1441 г. в Брюгге, городе, ставшем для него родным, и был похоронен «в ограде» церкви Святого Донациана. Лишь через год родственникам удалось перезахоронить его тело, уже внутри церкви, около купели.