Свою фамилию этот художник получил от места своего рождения - поселка Хемскерк близ Харлема. Он учился сначала в Дельфте, а затем в Харлеме в мастерской Скореля.
Хемскерк был прекрасным портретистом. Об этом кр
aсноречиво свидетельствуют, в частности, парные портреты, изображающие Анну Кодде за прялкой и ее супруга Питера Биккера (1529).
Portrait of Anna Codde 1529
Они говорят о прекрасном чувстве целого, о глубоком понимании традиции нидерландского искусства.
Portrait of Pieter Bicker Gerritsz. 1529
Не менее интересен "Семейный портрет".
Family Portrait 1530
В 1532 году Хемскерк, будучи уже зрелым мастером, на длительное время уехал в Италию. Пребывание в Италии стало поворотным пунктом в биографии Хемскерка. Здесь он тщательно изучал античные памятники архитектуры и скульптуры, увлекся творчеством Микеланджело и маньеристами. Весьма показательна для романизма Хемскерка этой поры его картина "Св. Лука, рисующий богоматерь" (1532). Художник изображает евангелиста Луку среди античных статуй.
St Luke Painting the Virgin and Child 1532
St Luke Painting the Virgin and Child (detail)1532
Когда в 1535 году Хемскерк возвратился в Харлем, он уже совершенно иначе, чем прежде, понимал искусство живописи. Свои большие композиции на религиозные темы художник начал строить намеренно усложнение, реалистичность написания отдельных частей полотен стала подчиняться у него условной трактовке сюжета в целом. Жесты и позы приобрели в ряде произведений Хемскерка чисто зрелищную, театрализованную эффектность
Momus Criticizes the Gods' Creations 1561
Triumphal Procession of Bacchus 1537-38
Все это свидетельствовало о влиянии живописи маньеризма, распространявшейся тогда уже во многих странах. Но при всей фантазии, казалось бы, неистощимом разнообразии приемов, временами ощущается чисто рациональный расчет.
Портрет женщины, 1540 г.
Свою портретную живопись поздней поры Хемскерк также связывал с пластическими принципами итальянского искусства. Ему казалось, что создать искусство, отвечающее новому мировоззрению, можно только обращаясь к античности.
Lamentation of Christ 1540-43
Lamentation on the Dead Christ 1566
Man of Sorrows 1532
Venus and Cupid 1545
Annunciation 1546
The Crucifixion 1543
Crucifixion (Triptych) 1545-50
Triptych of the Entombment (closed) 1559-60
Ecce Homo Triptych 1559-60
Интересно графическое наследие Хемскерка, его гравюры и рисунки.
The Unhappy Lot of the Rich 1560
До сих пор, например, римские зарисовки Хемскерка являются незаменимыми при изучении старого Рима.
Sculpture Court of the Casa Sassi in Rome1532-37
Self-Portrait in Rome with the Colosseum1553
Portrait of a Lady Spinning 1531
Хемскерк был также великолепным мастером натюрморта.