Самое знаменитое и крупное произведение братьев ван Эйк «Поклонение Агнцу» (Гентский алтарь) было закончено в 1432 году и принадлежит к великим шедеврам мирового искусства. Это большой двухъярусный створчатый алтарный образ, состоящий из двадцати четырех отдельных картин, четыре из которых размещены на неподвижной средней части, в остальные — на внутренних и наружных створках. Нижний ярус внутренней стороны составляет единую композицию, хотя и разделенную рамами створок на пять частей. В центре, на лугу, поросшем цветами, возвышается на холме престол с Агнцем, кровь из раны которого стекает в чашу, символизируя искупительную жертву Христа; несколько ниже бьет фонтан «источника живой воды» (то есть христианской веры).
На поклонение Агнцу собрались толпы людей— справа коленопреклоненные апостолы, за ними — представители церкви, слева — пророки, а на заднем плане — выходящие из рощ святые мученики. Сюда же направляются изображенные на правых боковых створках отшельники и пилигримы, во главе с великаном Христофором. На левых створках помещены всадники — защитники христианской веры, обозначенные надписями как «Христовы воины» и «Праведные судьи». Сложное содержание основной композиции почерпнуто из Апокалипсиса и других библейских и евангельских текстов и связано с церковным праздником всех святых.
Хотя отдельные элементы восходят к средневековое иконографии этой темы, они не только значительно усложнены и расширены включением не предусмотренных традицией изображений на створках, но и претворены художником в совершенно новые, конкретные и живые образы. Особого внимания заслуживает, в частности, пейзаж, среди которого развертывается зрелище; с поразительной точностью переданы многочисленные породы деревьев и кустарников, цветы, скалы, покрытые трещинами и раскрывающаяся на заднем плане панорама дали. Перед острым взором художника как бы впервые раскрылось восхитительное богатство форм природы, которое он передал с благоговейным вниманием. Интерес к многообразию аспектов ярко выражен в богатом разнообразии человеческих лиц. С изумительной тонкостью переданы украшенные камнями митры епископов, богатая сбруя коней, сверкающие доспехи. В «воинах» и «судьях» оживает пышное великолепие бургундского двора и рыцарства. Единой композиции нижнего яруса противостоят помещенные в нишах крупные фигуры верхнего яруса. Строгая торжественность отличает три центральные фигуры — Бога-отца, девы Марии и Иоанна Крестителя
Альбрехт Дюрер "Праздник четок", 1506
Этот алтарный образ (одна из самых знаменитых работ Дюрера) художник написал в Венеции, во время своей второй поездки в Италию. Картина была заказана для церкви Сан-Бартоломео, где обычно молились немцы, проживавшие в Венеции. Об истории создания картины рассказывает тогдашняя переписка Дюрера с Виллибальдом Пиркхеймером. Венецианские художники традиционно гордились тем, как искусно они работают с цветом, и Дюрер стремился превзойти их в колорите. "Я хочу, - писал он, - заставить замолчать тех, кто считает меня только хорошим гравером, но отказывает мне в мастерстве владения кистью". При этом Дюрер знал себе цену. Он даже опасался, что местные живописцы из зависти могут его отравить. Настоящее название картины появилось только в XIX веке. Сюжет этой работы связан с обычаями монахов-доминиканцев, использовавших четки в своей молитвенной практике. Звенья доминиканских четок были красно-белыми. Белый цвет символизировал радости Девы Марии, а красный - страдания Христа. В центре композиции возвышается престол, на котором сидит Богоматерь с Младенцем. Вокруг пре стола расположены коленопреклоненные фигуры молящихся: слева - духовенство во главе с папой Юлием II; справа - император Максимилиан I со свитой. Мария, Младенец Иисус и святой Доминик увенчивают собравшихся венками из роз.
Еще несколько необычных изображений
Петрус Кристус "Богоматерь неплодной смоковницы"
Ганс Мемлинг "Аллегория Целомудрия", 15 век
Пьеро ди Козимо "Распятый Христос", после 1510
Ян де Хеем "Евхаристия в обрамлении фруктовой гирлянды", 17 век