Художник Александр Леонидович Фёдоров
Крона (2006)
— В искусстве есть что-то большее, чем кажется на первый взгляд. Должно
быть, это ещё какое-то измерение, которое нельзя определить и описать,
но можно почуствовать.
Живопись людям как-будто бы и без особой надобности: картины отвлекают
от обыденной жизни, не позволяют в достаточной мере зарабатывать деньги,
плодить детей, жить «хорошо». И, тем не менее, живописные полотна
приносят по-настоящему радость и удовольствие. Получается, что человеку
часто надо не то, что полезно в этом мире, а — нечто другое... Это
говорит о том, что какая-то часть в нас принадлежит миру нездешнему.
Коряга (2007)
Петух (2007).
Охота (2007)
Старое дерево (2007)
Ряска (1988)
Александр Федоров родился в 1954 году в Ленинграде. Его отец —
художник, а мать — искусствовед, и, казалось бы, ему изначально было
предначертано стать живописцем. Но увлекавшийся с детства рисованием,
Федоров преуспел и в других школьных дисциплинах. По окончании
физико-математической школы, он принял решение поступать в Ленинградский
Технологический институт. Однако даже получив профессию нефтехимика, он
не смог отказаться от творчества. Уже с 1985 года он начал участвовать в
выставках, оставил научную работу в Технологическом институте и
окончательно определился с занятием.
В созданном Федоровым неповторимом стиле отразилась двойственность его
талантов: страсть к творчеству и успехи в технических науках. Персонажи
композиций одновременно реалистичны и фантастичны, а окружающая их
безвоздушная среда подчеркнуто ирреальна. Художник словно анализирует
каждый предмет, разбирает его на составные части, стараясь выявить
структуру. Ювелирная тонкость и сделанность его живописи близка к
декоративности, но в этом любовании филигранным изображением заложена
интеллектуальная игра. Умышленно вплетенные в ткань сюжета загадка и
двусмысленность, символика и ассоциации вовлекают зрителя в разгадывание
образов и смыслов.
Страж (1997).
Натюрморт (1993)
Маша и социум (Портрет дочери)(2001)
Тропические ритмы (1992)
Чертополох (2012)
Между небом и землёй (2005)
Вершина (2004).
Колючка
Морская пена (2004)
Огородник (1991)
Муравейник
Заяц.
Лес (2007).
Оазис (2001)
Деревня (1994)
Автопортрет с нарядной бородой (2009)
Из статьи Сергея Иванникова о Александре Фёдорове:
Александр Леонидович Фёдоров родился в
1954 году в Ленинграде. В юные годы становиться художником не
планировал. – Закончил Ленинградский Технологический институт, получил
профессию нефтехимика, после чего занимался научной деятельностью. – На
профессиональном уровне А.Л. Фёдоров начал заниматься живописью с 1985
года.
Частый упрёк, раздающийся в адрес художников-примитивистов сводится
к тому, что эти художники обладают слабой изобразительной техникой и
именно поэтому они пишут картины «в упрощённой манере». – К Александру
Фёдорову этот упрёк отнесён быть не может; стоит лишь посмотреть на его
портрет дочери («Маша и социум») и мысль о каком-либо дефиците техники
отпадает сразу же. При желании А.Л.Фёдоров мог бы писать картины в
реалистической манере и, предполагаю, достаточно быстро стал бы заметной
фигурой среди художников-реалистов. – Примитивизм – сознательный выбор
этого художника.
Современный примитивизм неизбежно вызывает воспоминания о
художниках, работавших в этом стиле в прошлом, - прежде всего,
воспоминание об Анри Руссо. – Между живописью Фёдорова и живописью Руссо
существует очевидная связь, но связь эта, скорее, диалогическая; о
каком-либо подражании и заимствовании речи не идёт. – Живопись Фёдорова и
живопись Руссо – это две похожие, но, в то же время, очень
индивидуальные Вселенные. И каждая из них по-своему самодостаточна. –
Честно говоря, живопись Фёдорова мне нравится больше.
Наверное, причины этого во многом связаны с тем обстоятельством,
что на картинах Фёдорова много собственно русских деталей. – Кот на
дереве, заяц, дачник, вежливо обозначенный художником как «огородник»,
петух, и даже лягушки со своим болотом, - всё это настолько узнаваемо и
родственно, что в их русскости нисколько не сомневаешься. – Возникает
ощущение, что художник каким-то неуловим образом смог воспроизвести
глубинные русские архетипы. – Даже у крокодила в джунглях, если
перефразировать высказывание Жванецкого, - «наша морда». – Атмосфера на
картинах Александра Фёдорова лёгкая, и, одновременно, естественная; а
естественно – то, что изначально родственно.
И даже когда Александр Фёдоров забирается далеко в джунгли, он
видит их глазами русского Миклухо-Маклая, что впрочем, совсем не мешает
ему видеть индивидуальность и особенности это региона. – Джунгли
отражаются на полотнах художника обилием необычных, экзотических форм,
но инаковость этого ландшафта никоим образом не воспринимается как
«чуждость»; наоборот, он притягивает к себе, манит, зовёт, и, в итоге,
зритель в этом ландшафте осваивается очень быстро.
Африки на картинах Фёдорова предостаточно. Это – именно та
территория, в границах которого тематики живописи Фёдорова и живописи
Руссо пересекаются.
Предполагаю, что Александра Фёдорова, с его устойчивым интересом к
процессам роста, развития, становления, интересует мир, находящийся за
пределами современной цивилизации, - мир первобытный и мир архаический. –
Этот мир живёт естественной, дорациональной жизнью, по отношению к
которой деревья, растения выступают в качестве базовых символов-метафор,
на основе которых жизнь такого мира можно описать более-менее
адекватно.
Но исключительно эстетикой примитивизма живопись Александра
Фёдорова никоим образом не ограничивается. – Под покровом лёгкого,
непосредственного настроения, присутствующего на картинах художника,
скрываются решения весьма сложных эстетических задач.
Фёдорову присуще обострённое чувство формы и пространства. Возможно
поэтому, форма на его картинах всегда объёмна, - наполнена
пространством, а пространство, в свою очередь, структурировано и
детализировано так, как может быть детализированной вещь.
Фёдоров играет, манипулирует пространством, сопоставляя друг с
другом разные пространственные плоскости и уровни, заставляя их
соприкасаться и переплетаться друг с другом, воплощаться в разных формах
и силуэтах, неожиданно меняя направления собственного развёртывания.
И то же самое можно сказать о формах, присутствующих на картинах
этого художника. – Формы растут, стремятся к усложнению собственной
структуры, перетекают друг в друга, наслаиваются друг на друга, - в
общем, пребывают в состоянии постоянной эволюции. – Картина «Коряга» в
этом отношении очень показательна.
Сложность сочетаний пространств, форм и объёмов создаёт на картинах
Александра Фёдорова многочисленные иллюзионистские эффекты. – Но в
отличие от легендарного Морица Эшера, чей стиль акцентирует внимание на
иллюзорных аспектах реальности, иллюзии Фёдорова дают о себе знать
мягко, ненавязчиво, можно сказать – исподволь. Иллюзионизм в данном
случае избегает любого пафоса и акцентировок собственного присутствия. –
Иллюзионистские эффекты у Фёдорова органично вплетены в общую ткань
изображения, и, обладая самостоятельной ценностью, всё же в первую
очередь ориентированы на создание целостного образа. – Можно сказать,
что иллюзия здесь – естественный элемент Реальности.
Александр Фёдоров не склонен к «серийности» в собственном
творчестве. – Каждый его образ индивидуален, самодостаточен и по-своему
неисчерпаем. – На его картины можно смотреть долго, но, при этом,
хочется, чтобы этих картин становилось всё больше и больше. Надеюсь, что
так оно и будет.
И примитивизм, и иллюзионизм, акцентируя внимание на отдельных
формальных аспектах репрезентации образа, являются стилистиками, которым
свойственно уклонение от экзистенциальной проблематики. –
Экзистенциальность в данном случае скрывается за образами, созданными в
строгом соответствии с исключительно эстетическими принципами; эстетика
здесь заслоняет собою экзистенцию.
С точки зрения XIX века подобная позиция обрекает искусство на
статус изначально несовершенного; но ХХ века достаточно убедительно и
радикально продемонстрировал уязвимость и хрупкость экзистенции
художника. Опыт ХХ века подсказывает, что экзистенция скорее нуждается в
защите, нежели в прямой репрезентации. И в этом контексте позиция
Александра Фёдорова выглядит безусловно естественной. – Фёдоров-художник
создал и подарил нам особый, неповторимый мир; этого мира вполне
достаточно для того, чтобы не требовать от художника всей полноты сугубо
личностных переживаний. – Ускользание личности из сферы посторонних
взглядов – действие, не нуждающееся в каких-либо обоснованиях.
Персональные выставки Александра Фёдорова:
2003 «And» Gallery, St. Paul, Minnesota, USA
2002 Галерея «Борей» Санкт-Петербург, Россия
1998 Theatre Halls,Viena, Austria
1996 Bank Austria, Graz, Austria
1996 Gallery G. Rendez - Vous, Strasburg, France
1994 Gallery G. Rendez - Vous, Strasburg, France
1994 Council of Europe, Strasburg, France
1992 Gallery «Novy Passazh», Saint - Petersburg
1991 International Conference of Physics, Leningrad
1990 State Russian Museum, Lecture Halls, Leningrad
Работы находятся в собраниях:
Музей современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург, Россия
В частных коллекциях России, США, Франции, Германии, Италии, Австрии и Великобритании
http://artist83.erarta.com/toartists/
Картины взяты ТУТ
|