28
ноября 1669 года состоялся первый смотр невест царем Алексеем
Михайловичем. Это было одно из самых долгих знакомств царя с невестами.
Смотр продолжался несколько месяцев и закончился 17 апреля 1670 года.
Красавиц поселили во дворце. Царь девятнадцать раз обходил по ночам
верховые опочивальни и выбирал из шестидесяти спавших красавиц ту,
которая была бы красивей. В итоге свой выбор он остановил на Наталье
Кирилловне, будущей матери Петра I. На Руси существовало много обычаев, связанных со свадьбой. Мы решили рассказать о нескольких из них.
СМОТР НЕВЕСТ
Этот
обычай практиковался для выбора жены царя. Жену выбирали из числа самых
красивых девушек со всей страны. Все невесты были дворянками. Зачастую
разные политические силы пытались продвинуть свою кандидатку и делали
все для того, чтобы выбор не пал на соперниц. Неугодные по политическим
соображениями отсеивались еще в предварительных турах. На Руси этот
обычай появился с XVI века. Самыми запоминающимися оказались смотрины
Ивана Грозного, который нашёл таким способом трех жен. Ради его третьей
женитьбы было отобрано 2 тыс. девиц.
Выбор невесты Царя Алексея Михайловича. Хромолитография А.Абрамова, 1882 Фото: Wikimedia Commons
СВАТОВСТВО
Во
время этой церемонии сторона жениха при посредничестве свата предлагала
родителям невесты выдать их дочь замуж. Чаще всего в роли сватов
выступали специально нанятые свахи, иногда родственники жениха, это мог
быть отец, крёстный, крёстная, дядя. Но в любом случае необходимо было
благословение отца жениха. В обязанности сватов входило не только
само сватовство, но и нередко выбор самой невесты из подходящих
кандидатур. Нужно было разузнавать о том, какое приданое дается за
невестой и в чём оно состоит. Кроме того, через сваху жених узнавал
подробности об облике и характере невесты, которую в некоторых случаях
мог видеть открыто только в день свадьбы.
Н. К. Пимоненко. «Сваты», 1882 Фото: Wikimedia Commons
СМОТРИНЫ
Смотрины
устраивались после сватовства, перед рукобитьем. Во время смотрин
сваха, жених, родители жениха могли увидеть будущую невесту и оценить её
достоинства и недостатки. Смотрины проходили в доме невесты, но,
случалось, и на гуляньях, в театре. Когда происходили они в доме
невесты, жених с родителями и свахой ехали не прямым путем, а заезжали
дальше и делали круг — по обычаю, «запутывали дело». Удовлетворившись
результатами «домоглядства», как ещё назывались смотрины, родители
невесты назначали день гласного сватовства — рукобитья.
Н. В. Неврев. «Смотрины», 1888 Фото: Wikimedia Commons
СГОВОР
Сговор
(рукобитье или помолвка) — часть русского свадебного обряда, в ходе
которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы.
После успешного сватовства через 2–3 дня родители молодых организовывали
так называемый «сговор». Родители договаривались о сроке свадьбы, о
предстоящих расходах, количестве подарков, о кладке (форма материального
обеспечения невесты со стороны родств. жениха), приданом и т. д. В
конце отцы жениха и невесты били друг друга по рукам, нередко для этого
надевая холщовые рукавицы. Все это должно было означать крепость и
обязательность выполнения договора. После «рукобития» невеста считалась
просватанной.
М. Шибанов. «Празднество свадебного договора», 1777 Фото: Wikimedia Commons
ВЫТИЕ
Этот
свадебный обряд представляет собой ритуальный плач. Он происходит на
половине невесты. Цель его — показать, что в доме у родителей девушке
жилось хорошо, но теперь приходится уходить. На невесту одевали что-то
вроде фаты, из-за которой она не могла ничего видеть, поэтому невеста
нуждалась в сопровождении. Как только её отпускали — невеста падала.
Ф. С. Журавлёв. «Перед венцом», 1874 Фото: Wikimedia Commons
ДЕВИЧНИК
Девичник
— день перед свадьбой. В основном у южных славян обряд сводится к
прощальной вечеринке в доме невесты, где собираются родственники и
подруги невесты и устраивается угощение. Важным элементом являлось также
ритуальное омовение невесты в бане накануне свадьбы. Мытье невесты
накануне свадьбы имеет смысл ритуального очищения от несчастий и бед
перед переходом в новый статус.
А. И. Корзухин «Девичник», 1889 Фото: Wikimedia Commons
СВАДЕБНЫЙ ПОЕЗД
Свадебный
поезд представляет собой свадебную процессию жениха, направляющуюся за
невестой. Важнейшие участники свадебного поезда жениха — его посаженый
отец, старший сват и дружка (распорядитель на свадьбе со стороны
жениха). При подъезде к дому невесты или к церкви вперед высылали
вестника, чтобы сообщить о приезде свадебного поезда. Обычно это был
дружка. Участниками свадебного поезда к венчанию и в дом жениха были
также музыканты. На пути поезжан заранее строятся завалы, им
перегораживают дорогу, не отворяют ворот, и девушки и подруги невесты
требуют выкупа. Задача дружки заговорить их, обаять, дать как можно
меньший выкуп. В древности устраивались кулачные бои между родами жениха
и невесты, в ходе которых родственники невесты, оказав символическое
сопротивление родне жениха, сдавались.
А. Ковальский-Веруш. «Свадебный поезд» Фото: Wikimedia Commons
СВАДЕБНЫЙ ВЫКУП
Свадебный
выкуп представляет собой реальную или символическую плату, которая
вносится свахой, дружками, женихом или гостями за выход невесты из дома.
Выкупаются невеста и символ девичества — коса невесты, лента, венок.
Классические выкупы невесты: продажа косы, выкуп наряженного репейного
куста популярны и в наши дни.
К. Трутовский. «Свадебный выкуп», 1881 Фото: Wikimedia Commons
ВЕНЧАНИЕ
Обычно
у славян венчание происходило после обручения, в день свадьбы, до
надевания невесте женского головного убора, перед брачной ночью. Ритуал
перемены прически и головного убора невесты бывает разделен венчанием на
две части: расплетают косу и снимают девичий убор до, а надевают
женский убор после венчания. Венчание и брачная ночь могут разделяться
значительным промежутком времени. Церковный обряд венчания включил и
некоторые народные ритуалы, в том числе совершаемые в другие моменты
свадьбы — соединение молодых (связывание рук, обмен кольцами, отдельное
угощение и совместная еда и питье). У южных славян из-за удаленности
церкви или отсутствия священника сохранялось домашнее венчание со
священником или без него (некоторые его функции могли передаваться
свадебному куму и куме). В сёлах, где не было церкви, её заменяло
дерево-«запис», под кроной которого венчали новобрачных.
Н. П. Богданов-Бельский. «Венчание», 1904 Фото: Wikimedia Commons
СВАДЕБНЫЙ ПИР
Свадебный
пир по случаю бракосочетания устраивался во время собственно свадьбы.
Сначала у невесты, а потом у жениха, включающее застолье и сопутствующие
ему обряды Родители невесты часто не присутствовали за свадебным
столом в первый день, поэтому у русских был в таких случаях обряд «звать
гордых». Это делали ряженые гости с той и с другой стороны. Они шли
шумной толпой в дом к родителям невесты, приглашая их за свадебный стол.
«Свадебный пир в боярской семье XVII столетия». Маковский К. Е. 1883. Фото: Wikimedia Commons