Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне. Отсюда она перешла к евреям, а затем к грекам и римлянам; от римлян она широко распространилась по всей Западной Европе. Семидневная неделя получила признание и у многих народов арабского Востока. Вавилоняне приписывали числу «семь» магическое значение, считая его «священным». Такое почитание было связано с числом известных в то время планет (к которым относили также Солнце и Луну).
Вероятно, происхождение семидневной недели как единицы измерения времени связано и с другой причиной — с изменением лунных фаз, повторяющихся через каждые 29,5 суток. Если учесть, что во время новолуния Луна не видна около 1,5 суток, то продолжительность видимости ее составит 28 суток, или четыре недели. И теперь период изменения вида Луны мы делим на четыре части, которые называем первой четвертью, полнолунием, последней четвертью и новолунием. Каждая четверть лунного месяца длится приблизительно семь дней.
Названия дней недели имеют астрологическое происхождение. Еще в Древнем Вавилоне сутки делились на 24 часа и каждый час находился под покровительством какойнибудь планеты. Так, первый час субботы посвящался самой далекой планете — Сатурну, второй час — Юпитеру, третий — Марсу, четвертый — Солнцу, пятый — Венере, шестой — Меркурию и седьмой — Луне. По астрологическим правилам дни получали свои имена в зависимости от того, какой планете посвящался его первый час. Поэтому суббота и получила название дня Сатурна.
Народы Западной Европы переняли от римлян различные обычаи, а также многие слова и выражения. Так, во французском языке только воскресенье (dimanche) не связано с «планетными» названиями и происходит от латинских слов dies domenica, означающих «день господень».
В итальянском и испанском языках у пяти дней недели остались названия планет. В английском языке прямо соответствуют планетам названия таких дней, как суббота (Saturday — день Сатурна), воскресенье (Sunday — день Солнца) и понедельник (Monday — день Луны); остальные дни также носят имена планет, но они названы по именам богов скандинавской мифологии Тиу, Вотана, Тора и Фрейи, соответствующих по своей роли римским Марсу, Меркурию, Юпитеру и Венере.
В немецком языке и поныне Sonntag (день Солнца) — воскресенье и Montag (день Луны) — понедельник, да и пятница (Freitag) напоминает нам уже упомянутую богиню Фрейю.
В русском языке, как и в других славянских языках (украинском, белорусском, болгарском, чешском, сербскохорватском, польском), названия дней недели связаны с их порядковыми номерами и с некоторыми религиозными обычаями. Наши названия дней недели пришли в Древнюю Русь из Болгарии — южнославянской страны, культура которой была в то время на самом высоком уровне.
Религиозные люди считают, что семидневная неделя была установлена самим богом, который шесть дней трудился, а на седьмой «почил от дел своих». Поэтому Библия строго запрещала нарушать святость субботы — дня, посвященного богу. Этот день был еженедельным праздником у христиан и евреев. Во II в. н. э. римский император Адриан запретил христианам праздновать субботу. Тогда день отдыха был перенесен на следующий день недели — день Солнца. В 321 г. римский император Константин, принявший христианство, узаконил этот день как еженедельный государственный праздник.
На Руси еженедельный праздник долго назывался седмицей или «неделей» — днем, когда «не делают», не работают. Понедельник означает, что он следует после «недели» (т. е. воскресенья), вторник — второй день после «недели», среда — средний день, четверг и пятница — четвертый и пятый; суббота же происходит от древнееврейского слова «саббат» (шабаш), что означает отдых, покой.
После принятия Русью христианства воскресеньем назывался только один день года — день начала празднования пасхи. В смысле дня недели слово «воскресенье» начали употреблять только в XVI в. в память о воскресении Христа, Слово же «неделя» сохранилось для всего семидневного периода вместо слова «седмица».
Нужна ли семидневная неделя? История развития календарных систем показывает, что «неделя» является неудачной единицей измерения времени, так как не согласуется ни с продолжительностью месяца, ни с длительностью года. В лунных календарях она имела еще некоторое значение, как приблизительно четверть лунного месяца, но в солнечных календарях потеряла всякий смысл.
Один из первых солнечных календарей, зародившийся в Древнем Египте, не знал семидневной недели. Не было ее и в республиканском календаре французской революции.
На Руси еженедельный праздник долго назывался седмицей или «неделей» —
днем, когда «не делают», не работают. Понедельник означает, что он
следует после «недели» (т. е. воскресенья), вторник — второй день после
«недели», среда — средний день, четверг и пятница — четвертый и пятый;
суббота же происходит от древнееврейского слова «саббат» (шабаш), что
означает отдых, покой.
На Руси неделя была 9 дней. Седьмица, осьмица и девятый день не делился и назывался Неделя.
Девятичастные символические знаки появились еще в палеолите. Знаки со
значением "трижды три" встречаются и в палеолите, и в эпоху бронзы.
Число 9 представлено в древних индоевропейских текстах как предельное
число, как "много". Число 9 имело и календарное значение. У древних
греков, римлян и германцев существовала девятидневная неделя; 27-дневный
период, в течение которого луна видна на небе, состоял из трех недель,
соответственно фазам луны, после чего следовал безлунный перерыв до
начала следующего месяца. Звезды с числом лучей больше 9 практически
читаются, как знаки солнца, хотя в геральдике признают солнцем только
звезду, имеющую 16 лучей и более. В современном Летоисчислении 4 времени года: Зима, Весна, Лето и Осень, а
в Славяно-Арийском - 3: Оусень, Зима, Весна, и эти все три времени
называются - Лето. Далее, в современном Летоисчислении исторический счет
ведется Веками (периодами по 100 лет), а в Славяно-Арийском - Кругами
Жизни (циклами по 144 Лета). Также имеются и другие различия: Новый год Совр. календарь - 1 января, а в Славяно-Арийском - 1
Рамхатъ; Дней в простом году и там и там по 365 дней а вот в високосном:
современный - 366 дня, а в Славяно-Арийском -369 дней. В
Славяно-Арийском високосные года назывались священные Лета и попадали на
каждое 16 Лето, а в современном на каждый 4 год. Месяцев в году в
современном - 12, а в Славяно-Арийском -9, дней в полном месяце в
современном календаре -31, а в Славяно-Арийском 41, в неполном
соответственно 30, 28(29) и 40 в Славяно-Арийском. Дней в неделе в
современном -7, а в Славяно-Арийском - 9, часов в сутках в современном
-24, в Славяно-Арийском - 16.