Шарманка — небольшой переносной механический органчик, изобретенный итальянцем Барбьери. Само его название происходит от другой популярной песни — «Шарман Катрин» («Прекрасная Катрин»).
Шарманка или, как ее называли в России, «катаринка» представляла собой механический инструмент в виде небольшого органа без клавиатуры — ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике.
Такие «кулачковые устройства» были известны еще со времен античности: маленькие выступы-«кулачки» крепятся на вращающихся цилиндрах или дисках, попеременно включая звучание той или иной ноты.
В средневековой Европе механические музыкальные инструменты появлялись исключительно как редчайшие предметы роскоши, привезенные с арабского Востока А в середине XVIII века знаменитый швейцарский мастер-часовщик Пьер Жаке-Дро изобрел миниатюрный механизм, приводящий в действие поющую птичку в табакерке. Он же создал и знаменитого соловья, которого, как и песенку про Августина, обессмертил Андерсен.
В.Г.Перов. Шарманщик.
В это время стали появляться разные виды механических органных инструментов — от «птичьих органчиков» для обучения певчих птиц, до органных и флейтовых труб, встроенных в различные предметы быта — зеркала, мебель, часы и шкатулки. Особенно вошли в моду музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа — прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.
Источником звука в табакерках, как и во многих карманных часах, стали стальные пластины-язычки, звучавшие от колебания миниатюрного кулачкового диска.
И хотя существует легенда о том, что уже в VI веке до н.э. Конфуций семь дней беспрерывно наслаждался звучанием мелодий на «ребрах тигра» (металлических пластинах, издающих звуки различной высоты), считается, что этот механизм изобрел в 1796 году швейцарский механик Антуан Фавр. После этого возможности музыкальных автоматов настолько расширились, что написанием пьес для механической музыки увлекался даже Моцарт.