КРЕПОСТНОЙ ХУДОЖНИК Григорий Васильевич Сорока (Васильев) (1823-1864)
Григорий Васильевич Сорока - ученик А.Г.Венецианова, один
из самых талантливых и любимых.
Автопортрет
1840г, холст, масло,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Творчество Григория Сороки - одна из самых светлых и в то же время трагических страниц истории отечественного
искусства XIX века. Удивительно поэтичным был дар Сороки, поистине трагической - судьба крепостного художника,
в полной мере испытавшего тяготы подневольного положения русского крестьянина.
Григорий Васильев (Сорока - его прозвище) родился в деревне Покровской Вышневолоцкого уезда
Тирской губернии и был "дворовым человеком" помещика Н.Милюкова. С детских лет он любил рисование, а в
начале 1840-х годов случилось важнейшее событие в его жизни - встреча с приятелем и соседом Милюкова,
замечательным художником и человеком Алексеем Гавриловичем Венециановым.
Еще в начале 1820-х годов Венецианов, по его словам, чтобы более утвердиться в пути, который избрал для себя тогда, начал брать к себе на свое содержание бедных мальчиков и обучать их живописи. Преподавательская деятельность, как и прекрасное искусство Венецианова были проникнуты верой в "светлую природу" человека, "будущее изящество народных чувств" и таящиеся в простых людях подлинно высокие возможности. Многие из учеников, которым бескорыстно отдавал свою душу и знания Венецианов (всего их было более 70), оправдали надежды учителя, составив одно из замечательных явлений русской живописи первой половины XIX века - "венециановскую школу".
Г.Сорока Портрет художника А.Г.Венецианова
1840г, холст, масло, 36.5х31
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Заметив способности юноши, Венецианов забрал его в свое имение Сафонково.
В течение нескольких лет Сорока то жил в Сафонково, занимаясь под руководством
своего наставника, то возвращался в "Островки" с каким-то заданием от него.
Как все ученики Венецианова, Сорока работает, в основном, с натуры, много рисует, пишет пейзажи,
портреты, интерьеры. Портрет П.И.Милюкова
(отец помещика Н.П.Милюкова)
1840-ые, холст, масло, 29.5х25.5
Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург
Портрет А.П.Милюковой
1840г, холст, масло,
Государственный исторический музей, Москва
Крестьянский мальчик
1840г, холст, масло, 33.5 х 25 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет В.А.Преображенского
~1850г, холст, масло,
Областная картинная галерея,г.Тверь
Портрет А.И.Позднеева
конец 1840ых, холст, масло,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Уже самые ранние работы Сороки свидетельствуют о незаурядности и особом обаянии его таланта. Альбом зарисовок с крестьян окрестных деревень (1842) свидетельствует о том, что художнику изначально была присуща живая наблюдательность, чуткость к особенностям человеческих характеров. Его чудом сохранившиеся портретные рисунки 1842 г. говорят об умении передать сходство и о явных навыках в рисовании.
Гумно
1843г, холст, масло, 53.5х65
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В картине "Гумно" (1843?), в которой он как бы шел по стопам учителя, некогда начинавшего обновление русского
бытового жанра с одноименной работы, некоторая "неуклюжесть" и ученическая скованность искупаются
простодушной непосредственностью восприятия и любовным вниманием к родному ему быту.
Творческий путь Сороки продолжался не более десяти лет, и нам достоверно известно лишь около 20 его работ, а датировка их очень приблизительна. Они не равноценны. Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной живописи. "Флигель в "Островках"..." (первая половина 1840-х) прямо перекликается с более поздними пейзажами русских художников конца XIX - начала XX в.
Дом в Островках
~1844г, холст, масло,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Дарование Сороки быстро расцветало, и уже в скором времени Венецианов с удовлетворением отмечал в одном из писем значительный "прирост" в его мастерстве до такой "станции", до которой другим "надобно долго иттить", а иным и "не попасть".
Созданные Сорокой в середине 1840-х годов пейзажи "Рыбаки", "Вид на плотину", "Вид на усадьбу Спасское" отмечены уже зрелым мастерством и принадлежат к лучшим созданиям русской живописи в этом жанре.
Вид на плотину в имении Спасское
конец 1840-ых г, холст, масло, 66х88
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Рыбаки
Вторая половина 1840-х годов, холст, масло,
Областная картинная галерея,г.Тверь
Вид на озеро в имении Островки
~1840-ые г, холст, масло, 50.5х64.5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Вид на палисадник в усадьбе Н.П.Милюкова
Около 1842, холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва
"Тихие и беспорывные, как сама русская природа" (Н.Гоголь), пейзажи эти полны умиротворенной и какой-то
кроткой, целомудренной красоты. Художник достигает в изображениях с детства знакомых ему мест такой
внутренней гармонии и соразмерности, что они воспринимаются как мир воплощенной мечты о счастье, мир,
где царят покой и согласие. В этом мире человек и природа едины и связаны общим, главным, как бы "завороженным"
ритмом. В единое целое слиты здесь и заливающий все золотистый мягкий стаях, и голубое небо, отражающееся в
зеркале вод, и стройная классическая архитектура, и зеленые купы деревьев, и фигуры крестьян, чьи светлые одежды, почти величавые позы и неспешные движения заставляют вспоминать присущее многим деятелям русской культуры убеждение, что "русский сарафан не хуже греческого туника".
Кабинет в Островках
1844, холст, масло, 65х84
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Как часть этого прекрасного, "очарованного" мира воспринимаются запечатленные Сорокой усадебные интерьеры, в частности поистине драгоценный по живописному воплощению "Кабинет в Островках" (1844). В этой просторной затененной комнате, за окнами которой виднеются светлые дали знакомого по пейзажам Сороки озера, парит какая-то звучащая тишина и обыденные вещи, предметы обстановки обретают сокровенный, поэтический смысл. Со свойственным ему пристальным и ласковым вниманием передает Сорока особенности различных материалов: матовый блеск полированной мебели, теплую, уютную желтизну свежеструганых дощатых стен с развешанными на них картинами. А фигурка мальчика, присевшего на краешке дивана с книжкой в руках, воспринимается как олицетворение душевного изящества и деликатности, которыми проникнута вся картина.
Отражение в зеркале
~1850г, холст, 41.8х88.6
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Кроме "Кабинета дома в "Островках", имении Н. П. Милюкова" он написал еще одну интерьерную картину,
"Отражение в зеркале" (1840-е), - сложную по пространственному решению и безупречную по исполнению.
Характеризуя прелестные портреты юных Елизаветы и Лидии Милюковых, искусствоведы не случайно
часто вспоминают искусство мастеров Возрождения.
В самом деле, есть нечто общее между кристально ясными, просветленными и исполненными духа гуманизма образами итальянского кватроченто и проникнутым любовью к человеку, чистосердечным искусством Сороки, равно как и его учителя, "отличную доброту и простоту сердца" и "твердость духа" которого крепостной художник запечатлел в нескольких портретах.
Портрет Е.Н.Милюковой
(дочери помещика Н.П.Милюкова)
конец 1840ых, холст, масло, 43 х 33cm
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет Л.Н.Милюковой
(дочери помещика Н.П.Милюкова)
1840-ые, холст, масло, 43 х 33см
Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург
Нашли отражение в творчестве Сороки и постоянно присутствовавшие в его жизни враждебные, недобрые силы
и обстоятельства. В "Автопортрете" (нач. 1840-х гг.) при внешнем спокойствии художника в его глазах прочитывается
затаенное страдание, видна обостренная ранимость его души и беззащитность перед лицом действительности.
И она, в самом деле, была к нему беспощадна. Если для других и менее одаренных учеников Венецианову удавалось
"испросить у господ полную свободу", то Сороке почти до конца дней было суждено томиться в неволе.
Хозяин, позволив ему приобщиться к высокому искусству и "высвободить душу из склепа", в конце концов
показал себя типичным представителем "грязи феодализма" (выражение Венецианова). Он отказал Сороке в "вольной", запрещал ему поездки в Петербург, заставлял служить садовником. А когда Венецианов в 1847 году, в результате нелепой случайности, погиб, "разбитый лошадьми", жизнь вдали от художественных центров, духовное одиночество и вовсе обрекли талант художника на угасание.
В дошедших до нас работах Сороки, исполненных в конце 1840-х - начале 1850-х годов, появляются иссонирующие интонации. Широкие и свободные пространства сменяются в его пейзажах тенистым уголком парка ("Часовня в Островках")
Часовня в парке
~1850г, холст, масло,
Государственный музей Эрмитажили берегом озера, заросшим тростником, среди которого притаился мальчик-рыболов ("Вид в Островках")
Вид на озеро Молдино
~1840-ые г, холст, масло, 69х88.5
Областная картинная галерея,г.Тверь
В 1850-1860-х годах Сорока жил в родной деревне, писал образа для деревенских церквей, пытался следовать примеру Венецианова и учить живописи своих земляков.
В 1861 году, после отмены крепостного права, он выступил против своего бывшего хозяина, протестуя против грабительских условий "освобождения". Но жалоба осталась безответной. Сорока был обвинен в "распространении ложных слухов" и за "сделанные грубости" приговорен к аресту и, видимо, телесному наказанию.
Отпущенный "по болезни", он "затосковал", "ходил задумавшись по деревне" и 10 мая (22) 1864 года был обнаружен
в "обжигательной избе повесившимся". Так завершился жизненный путь одного из чистейших лириков в истории
русской живописи.
Использованы материалы
1. статья Вл. Петрова "Сто памятных дат". 1989.
2. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.
3. Л.Вагнер "Повесть о художнике Веницианове"
Обухов В. Григорий Сорока М.. 1982
|