Архип Иванович Куинджи
Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж совершенно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи.
Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. «Сами по себе луна и солнце, — писал Крамской,— не предмет для живописи». «Но,— говорил он о произведениях Куинджи,— глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее».
Украинская ночь. 1876
В 1876 году Куинджи написал эту, непозволительно роскошную, Украинскую ночь. Восторженные воспоминания оставил о ней Михаил Нестеров: «Украинская ночь Куинджи, перед которой была все время густая толпа совершенно пораженных и восхищенных ею зрителей. Она даже в отдаленной мере не была тогда похожа на изменившуюся за много лет теперешнюю олеографическую картину этого большого мастера».
После дождя. 1879
Березовая роща. 1901
Березовая роща. 1879
Днепр утром. 1881
Лунная ночь на Днепре. 1880
Вечер на Украине. 1878
Подсолнухи. Крым. 1880-е
Эльбрус днем. Не ранее 1890
Зима. 1898-1908
Дарьяльское ущелье. Лунная ночь. 1890-1895
Закат зимой. Берег моря. 1876-1890
Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного. 1882
Вид на Кремль со стороны Замоскворечья. 1882
Крыши. Зима. 1876
Солнечные пятна на инее. 1876-1890
Эффект заката. 1885-1890
Закат. 1876-1890
Радуга. 1900-1905
Глубоко поэтичное восприятие природы словно сомкнулось у Куинджи в картине Ночное с романтической тенденцией, породив произведение со сложной романтико-реалистической структурой образа. В Ночном - прощальном произведении Куинджи — воплотились воспоминания детства и пристрастие к созерцанию неба.
Ночное. 1905-1908
Элегичность, некая прощальность, лирическая грусть заставляют минорно звучать бледные краски горизонта, томительно светиться гладь реки. Своим творчеством Куинджи опередил время, открыв новое романтическое движение, вырвавшееся на простор XX века. Художник заложил основы романтического искусства и остановился, словно ожидая подкрепления.