«Гениальный мальчик» — такое определение чаще других встречается в оценке творчества Федора Васильева. Подвижный, остроумный, необычайно обаятельный, он казался всем, кто видел его впервые, родившимся в сорочке. Что-то напоминающее Моцарта или молодого Пушкина было в натуре Васильева, солнечной и артистичной.
Мокрый луг 1872г
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картина «Мокрый луг», представленная на конкурс Общества поощрения художников в 1872 г. была написанной не с натуры, а сочиненной художником на основе зарисовок, сделанных в разных местах и в разное время. Увидев это полотно, художник Крамской был потрясен.
По его словам, всё в Васильеве «говорило о художнике, необыкновенно чутком к шуму и музыке природы» и способном не только передавать увиденное, но и улавливать «общий смысл предметов, их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека». На конкурсе «Мокрый луг» полчил вторую премию
Мельница 1870
Облака. Этюд 1868г
Лето 1868 г. Васильев провел вместе с Шишкиным в Константиновке под Петербургом.
Они занимались изучением в этюдах различных по фopме облаков.
После дождя 1869г
Илюминация в Петербурге 1869г
После дождя 1867г
Самой поразительной работой этого года стал этюд «После дождя», изображающий петербургскую улицу, омытую летним дождём. Молодой пейзажист не заботился о «пpaвильном» архитектурнoм рисунке, зато сумел передать и характер петербургских домов, и простор улиц, и влажность воздуха над невидимой, явно близкой Невой, и будничную жизнь города
Летний жаркий день 1869г
В начале июня 1869г известный покровитель искусств граф Павел Сергеевич Строганов пригласил молодого художника на лето в Тамбовскую губернию, в свое степное имение Знаменскoe. Известный меценат, купив картину семнадцатилетнего Федора на конкурсной выставке Общества поощрения художников, с тех пор покровительствал начинающему, но многообещающему дарованию. И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях.
Лодка 1870г
Когда в 1870 г. 26-летний Илья Репин, недавний ученик Крамского, но уже выходивший в мэтры, начинал работать над картиной о бурлаках, они с Васильевым отправились летом на Волгу, где тогда часто можно было встретить бурлацкие ватаги. С ними поехали художник Е.К. Макаров и младший брат Репина музыкант В.Е. Репин.
На Волге компания провела все лето, с жаром работая над зарисовками и этюдами
Водоём на закате 1871г
Лесная дорога. 1869-70
Заброшенная мельница 1871-73
Перед дождем
Деревня1869г
В начале июня 1869г известный покровитель искусств граф Павел Сергеевич Строганов пригласил молодого художника на лето в Тамбовскую губернию, в свое степное имение Знаменскoe. Известный меценат, купив картину семнадцатилетнего Федора на конкурсной выставке Общества поощрения художников, с тех пор покровительствал начинающему, но многообещающему дарованию. И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях.
Заря в Петербурге 1869
Утро 1872-73
Оттепель 1871г
В начале I871 г. в течение одного месяца Васильев пишет «Оттепель», по-настоящему «взрослую» картину, где светлая юношеская любовь к жизни впервые соединилась с глубоким и грустным раздумьем. Заснеженные просторы России без конца и края под хмурым облачным небом.
Увидев «Oттепель», Шишкин сказал: «0! Он скоро превзошел меня, своего учителя». На конкурсе устроенном Обществом поощрения художников, картина получила первую премию. А Крамской сказал: «...ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно. Я увидел, как надо писать».
Великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III, заказал для себя повтор прогремевшей на всю страну картины «Оттепель» и тут же определил ее в Аничков дворец. В 1872 г. этот сияющий серебристо-жемчужным светом вариант национального бездорожья поехал на всемирную выставку в Лондон, где был премирован и признан. Корреспондент британской газеты «Морнинг пост», отметив в картине «присутствие самого высокого таланта», завершил свой опус в высшей степени приветливо: »Мы желали бы, чтобы мастер Васильев сам приехал в Лондон и написал бы наши лондонские улицы во время быстрой оттепели».
Облака 1870-71
Творческая жизнь Федора Васильева была очень короткой, он умер совсем молодым – в 23 года, так и не осуществив многих творческих замыслов. Но созданные им картины свидетельствуют о рано наступившей зрелости и позволяют считать его выдающимся художником