Мыльников Николай (1797-1842) - Портрет неизвестного. 1827
Живопись,
как и большинство видов искусства, подобна айсбергу, невидимую часть
которой составляют малоизвестные и вовсе неизвестные художники. Живет
такой художник в начале XIX века в глуши, в уездном или губернском
городе и пишет пейзажи или портреты, украшающие стены домов людей с
доходами, позволяющими заказать образец прекрасного уголка природы или
лицо свое и своих близких. Они и знают имя художника, пишущего известные
небольшому кругу картины. Таким художником и был Николай Дмитриевич
Мыльников, проживший свою жизнь в Ярославле, где постиг основы живописи
у своего дяди, имевшего отношение к художественному ремеслу. Известен
он в наше время по портретам лиц, принадлежащих к купеческому сословию. А
стал известен благодаря неутомимому пропагандисту русской культуры
Сергею Дягилеву, который в 1905 году организовал выставку портретов
российских художников, среди которых были портреты талантливого, но
никому не известного живописца Н.Д. Мыльникова. И хотя портреты
художника скорее напоминают парсуны (от латинского persona — личность,
лицо) XVII века, их (портретов) выразительность и мастерство написания
делают честь художнику. Ему бы систематичесткое художественное
образование и хороших учителей. Впрочем, это уже из области
сослагательных наклонений. Н.Д. Мыльников сделал то, что сделал. Именно
ему подобные своими неизвестными живописными творениями часто давали
толчок для громадного интереса к искусству людей глубинки и рождения
репиных и суриковых в отнюдь не художественных центрах нашего отечества.
Мыльников Николай (1797-1842) - Портрет купца 1837
Мыльников Николай (1797-1842) - Портрет В.П. Головина
Мясоедов Григорий (1834-1911) - Страдная пора (Косцы). 1887
Мясоедов Григорий (1834-1911) - Дорога во ржи
Мясоедов Григорий (1834-1911) - Лесной ручей. Весной. 1890
Мясоедов Григорий (1834-1911) - Пристань в Ялте
Мясоедов Григорий (1834-1911) - Земство обедает
Неизвестный - А.В.Суворов с фельдмаршальским жезлом
Неизвестный - Воевода А.Н.Ордын-Нащокин
Неизвестный - Парсуна князя Ивана Борисовича Репнина.
Нестеренко Василий (1967) - Времена года. Зима в Троице-Сергиевой лавре, 1994 г
Нестеренко Василий (1967)- Времена года. Осень в Печорах, 1996 г
Нестеренко Василий (1967) - Времена года. Лето в Иерусалиме, 1996 г
Нестеренко Василий (1967) - Времена года. Весна на Афоне, 1996 г
Нестеренко Василий (1967) - Весна в Нью-Йорке, 1992 г
Нестеренко Василий - Дорога на Алупку, 1990 г
Нестеренко Василий (1967) - Жаркий полдень, 1999 г
Нестеренко Василий (1967) - Зима во Владыкино, 1993 г
Нестеренко Василий (1967) - Кафе де Флор в Париже, 1992 г
Нестеренко Василий (1967) - Кордова. Холст, масло, 1995 г
Нестеренко Василий (1967)- Крымский берег, 2000 г
Нестеренко Василий (1967) - Охотничий натюрморт, 1998 г
Нестеренко Василий (1967) - Первый снег, 1992 г
Нестеренко Василий (1967) - Последние листья, 1995 г
Нестеренко Василий (1967)- Севилья, 1995 г
Нестеренко Василий (1967) - Скит Св. Анны на Афоне, 1997 г
Нестеренко Василий (1967)- Скит Старый Русик на Афоне, 1997 г
Нестеренко Василий (1967)- Уголок Монмартра, 1993 г
Нестеренко Василий (1967) - Уголок осеннего леса, 2000 г
Нестеренко Василий (1967) - Уголок старой Венеции, 1992 г
Нестеренко Василий (1967) - Утренний туман, 1995 г
Нестеренко Василий (1967) - Утро на Афоне, 1999 г
Нестеров Михаил (1862-1942) - Великий постриг. 1898
Нестеров Михаил (1862-1942) - Видение отроку Варфоломею. 1890
Нестеров Михаил (1862-1942) - Видение отроку Варфоломею. Вариант
Нестеров Михаил (1862-1942) - Лисичка. 1914
Нестеров Михаил (1862-1942) - Молчание. 1903
Нестеров Михаил (1862-1942) - Мыслитель. Портрет Ивана Александровича Ильина. 1921
Нестеров Михаил (1862-1942) - На Руси. Душа народа. 1914
Нестеров Михаил (1862-1942) - Отцы-пустынники и жены непорочны. 1932
Нестеров Михаил (1862-1942) - Под Благовест. 1895
Нестеров Михаил (1862-1942) - Преподобный Сергий Радонежский. 1899
Нестеров Михаил (1862-1942) - Пустынник. 1888
Нестеров Михаил (1862-1942) - Святая Русь. 1905
Нестеров Михаил (1862-1942) - Старец - раб Божий
Нестеров Михаил (1862-1942) - Философы. 1917
Никитин Роман - Портрет Григория Дмитриевича Строганова. Не позднее 1715
В
течение всей жизни младший брат Ивана Никитина, считающегося
основателем светской живописи в России, Роман Никитин был рядом с
братом. Из его наследия известно лишь несколько работ, достоверно ему
принадлежащих. Среди них — Портрет Григория Дмитриевича Строганова, явно
уступающий известным портретам кисти Ивана Никитина. Понятно, что
известно о жизни и творчестве братьев совсем немного, и сведения
обрывочны. Р. Никитин также был в заграничной, можно сказать,
пенсионерской поездке по заданию Петра I. Видимо, там он приобрел
какие-то навыки в западном живописании, в России в значительной степени
утраченные, ибо названный выше портрет скорее выполнен как парсуна (от
латинского persona — личность). Так в русском изобразительном искусстве
XVIII века называлось изображение реального лица, выполненного с
приемами иконописи. Впрочем, такое исполнение могло быть и сознательным —
братья были независимыми по взглядам и выступали хулителями иноземщины.
И потому при Анне Иоанновне оба были биты кнутами и сосланы в Сибирь.
После смерти императрицы братьям было разрешено возвратиться в
метрополию. По преданию, И.Н. Никитин умер в дороге. Роман Никитич
пережил брата на десяток лет, хотя сведений о его творчестве в последние
годы жизни не осталось.
Никитин Роман - Портрет Марии Яковлевны Строгановой. 1721
Никитин Иван - Петр I на смертном ложе. 1725
Бурная
деятельность Петра I по преобразованию государства российского вызывала
у последующих поколений россиян неоднозначную оценку. Но среди добрых и
худых деяний царя зарождение при нем светской национальной живописи,
безусловно, можно занести в колонку его заслуг перед отечеством.
Появление же в европейском семействе искусств русского, как окажется в
будущем, чудо-ребенка, было связано с рядом живописцев-портретистов во
главе с замечательным художником Иваном Никитичем Никитиным. Именно
его представлял иностранцам Петр I, «дабы знали, что есть и из нашего
народа добрые мастера». Именно Петр в 1716 году послал Ивана Никитина и
его брата Романа совершенствовать мастерство в Италию. После четырех лет
пребывания в Венеции и Флоренции И. Никитин — живописец европейского
уровня. Его портреты, написанные в 1720-х годах (Портрет канцлера
Г.И. Головкина, Портрет Петра I, Портрет напольного гетмана), достигают
высшего мастерства и зрелости. Они реалистичны, выразительны и являются
одними из лучших в русской живописи XVIII века. И.Н. Никитин был
человеком независимым, смело отстаивавшим свои взгляды перед сильными
мира того. Эта ли или иная причина привели к тому, что во время
царствования Анны Иоанновны художник попал в немилость, был арестован,
пять лет пробыл в Петропавловской крепости, после которой его сослали в
Тобольск. Милостью императрицы Елизаветы Петровны он был прощен, выехал в
Москву и где-то в пути умер. Иван Никитин не написал в соответствии
с отпущенным ему талантом. Однако он сделал большее: был одним из
первых в ряду художников явившейся миру новой русской живописи.
Никитин Иван - Портрет государственного канцлера графа Гавриила Ивановича Головкина. 1720-е
Никитин Иван - Портрет напольного гетмана. 1720-е
Никитин Иван - Портрет Петра I
Никитин Иван - Портрет царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I. 1714
Никитин Иван - Портрет цесаревны Анны Петровны. Не позднее 1716
Никонов Владимир (р.1949) - Прозрачный воздух осени