Замечательная подборка полотен разных жанров. Много картин, доселе неизвестных большому кругу любителей. Ни в одной стране мира нет такого
количества талантливых художников, как в России. Русские художники
поражают многообразием тем и письма.
Саврасов Алексей (1830-1897) - Весенний день. 1873
Саврасов Алексей (1830-1897) - Грачи прилетели. 1871
Саврасов Алексей (1830-1897) - Зима. 1873
Саврасов Алексей (1830-1897) - Зимний пейзаж. 1873
Саврасов Алексей (1830-1897) - К концу лета на Волге. 1873
Саврасов Алексей (1830-1897) - Оттепель
Саврасов Алексей (1830-1897) - Печерский монастырь под Нижним Новгородом. 1870 г
Саврасов Алексей (1830-1897) - Распутица
Саврасов Алексей (1830-1897) - Рожь. 1881
Садовников Василий(1800-1879) - Вид набережной и Мраморного дворца
Василий
Семенович Садовников был прежде всего сильнейшим рисовальщиком. Именно
поэтому его виды Петербурга и его пригородов отличаются исключительной
верностью передачи их архитектурных особенностей. Исполненные же в
технике акварели большинство работ художника имели широкий интерес и
спрос у зрителей. Василий Садовников по рождению был крепостным
княгини Н.П. Голицыной, которую «прославил» А.С. Пушкин в своей Пиковой
даме. Вольную художник получил после 1830 года лишь после смерти своей
хозяйки. Первые шаги в большое искусство Василий делал под руководством
старшего брата, архитектора. В 1830 году самостоятельно создал
получившую известность «Панораму Невского проспекта», акварельную работу
длиной около 16 метров. В последующие годы учился в Академии художеств.
В 1838 году получил звание свободного художника за работу
«Перспективный вид лестницы Академии художеств с натуры». Фактически до
конца продолжительной жизни В.С. Садовников оставался
живописцем-перспективистом. Интересна его серия «Прогулки по Павловску»,
а также многочисленные виды столицы и других городов России, в которых
художник побывал, много путешествуя.
Садовников Василий(1800-1879) - Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе. 1852
Садовников Василий(1800-1879) - Фельдмаршальский зал
Сазонов Василий (1789-1870) - Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1824
При
всех организационных недостатках (как же без них?) Императорская
Академия художеств в первые десятилетия своей жизни (конец XVIII —
начало XIX века) уделяла русской линии в исторической живописи немало
внимания. Программа для академистов, за которую ученик Академии
художеств (1804—1815) Василий Кондратьевич Сазонов получил малые
серебряную и золотую медали (1811), называлась «Царь Иоанн Васильевич
отдает принесенную ему воинами в шлеме воду истаивающему от жажды
простому воину, коего сам напоевает». Не менее патриотично звучала
программа «Верность Богу и государю русских граждан, которые, будучи
расстреливаемы в Москве в 1812 году, шли к смерти с твердым и
благородным духом, не соглашаясь исполнить повеление Наполеоново», за
выполнение которой В. Сазонов получил в 1813 году большую золотую медаль
и право на пенсионерскую поездку за рубеж, отложенную до 1818 года
из-за военных событий в Европе. Поездка В.К. Сазонова была успешной: он
привез из Италии копии картин Караваджо «Положение во гроб» и Тициана
«Любовь земная и небесная». За них и свою оригинальную работу «Дмитрий
Донской на Куликовом поле» живописец был удостоен в 1830 году звания
академика.
Сазонов Василий (1789-1870) - Святые Константин и Елена
Светославский Сергей (1857-1931) - Из окна Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1878
Светославский Сергей (1857-1931) - Москворецкий мост.
Семирадский Генрих (1843-1902) - Грешница. 1873
Семирадский Генрих (1843-1902) - Игра в кости. 1889
Семирадский Генрих (1843-1902) - Опасный урок.
Семирадский Генрих (1843-1902) - Отдых. 1890
Семирадский Генрих (1843-1902) - Похороны знатного руса.
Семирадский Генрих (1843-1902) - Рим. Деревня.
Семирадский Генрих (1843-1902) - Светочи христианства (Факелы Нерона). 1882
Семирадский Генрих (1843-1902) - Сцена из римской жизни. 1883
Семирадский Генрих (1843-1902) - Танец среди мечей. 1881
Семирадский Генрих (1843-1902) - Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году
Семирадский Генрих (1843-1902) - У водоёма. 1895
Семирадский Генрих (1843-1902) - Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889
Семирадский Генрих (1843-1902) - Христианская Дирцея в цирке Нерона. 1898
Семирадский Генрих (1843-1902) - Христос и самарянка. 1890
Семирадский Генрих (1843-1902) - Христос у Марфы и Марии. 1886
Сергеев Николай (1855-1919) - Сенокос. 1887
Сергеев Николай (1855-1919) - Тоня на Днепре. 1889
Сергеев Николай (1855-1919) - Яблони в цвету. В Малороссии. 1895
Сердюков Григорий (1744 - 1785) - Женский портрет. 1775
Достоверных
сведений о жизни и творчестве Григория Сердюкова мало. И все же в
истории отечественной живописи он занимает свое место по праву, ибо до
нашего времени дошло около полутора десятков работ художника.
Большинство из них хранится в ведущих собраниях картин страны: в
Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее,
Самарском областном художественном музее. Естественно, что произведения
представителя «века портрета» — изображения государственных мужей
(канцлера графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина, адмирала Ивана
Лукьяновича Талызина, генерал-аншефа сенатора графа Романа Илларионовича
Воронцова, графа Петра Ивановича Панина, графа И.И. Воронцова), а также
мужественных незнакомцев и таинственных незнакомок. Известно, что
художник находился на службе в Канцелярии от строений в
Санкт-Петербурге. В 1782 году был откомандирован в Москву для участия в
работах по возведению Триумфальных ворот. В 1865 году за успехи в
живописи был «аттестован во второй класс живописцем с прибавкой
жалования». Как художник работал добротно, потому пользовался
авторитетом и, видимо, получал частые заказы от небедных и влиятельных
современников.
Сердюков Григорий (1744 - 1785) - Портрет графа П.И. Панина. 1767
Сердюков Григорий (1744 - 1785) - Портрет И.И. Воронцова
Сердюков Григорий (1744 - 1785) - Портрет неизвестной в белом чепце. 1772
Серов Валентин (1865-1911) - Дети. 1899
Серов Валентин (1865-1911) - Портрет Николая II. 1900
Смирновский Иван (1783 — 1825) - Женский портрет. 1819
Наверно,
не стоит удивляться тому факту из истории отечественной живописи, что
до наших дней дошло немало художественных произведений, выполненных
неизвестными российскими мастерами. Причин тому много, среди них и
особенности становления нашего светского искусства, и бурные периоды в
истории отечества. В музеях и художественных галереях мы можем также
лицезреть большое число картин, авторство которых установлено
достоверно, хотя ни о жизни самого автора, ни о его пути в искусство
ничего неизвестно. Дошел до нас своими несколькими портретами и Иван
Смирновский. Видимо, он никакого отношения к обучению в Академии
художеств не имел: его имя не числится в добросовестном исследовании
С.Н. Кондакова "Список русских художников к Юбилейному справочнику
Императорской Академии художеств". И поэтому можно предположить, что
Иван Смирновский был одним из тех наделенных даром к красоте самородков,
которые творили во времена великих русских портретистов. И творили с
большим мастерством и талантом.
Смирновский Иван (1783 — 1825) - Портрет дамы в белой шали. 1810
Смирновский Иван (1783 — 1825) - Портрет двух девочек. 181
Соколов Петр (1791—1848) - Портрет А.С. Пушкина. 1836
Краткое
перечисление основных вех жизни, главных произведений и особенностей
таланта любого живописца займет несколько строк и, возможно, что-то
затронет в нашей памяти. Что, например, можно сказать в нескольких
словах о Петре Федоровиче Соколове? Был воспитанником Академии художеств
(1800—1810). За ученические успехи неоднократно получал серебряные и
золотые медали. Золотую медаль получил и за выпускную работу «Андромаха
оплакивает Гектора». Этого, конечно же, мало об одном из талантливейших
отечественных художников-акварелистов. Да-да, спустя почти два
десятилетия после окончания П.Ф. Соколовым высшего отечественного
учебного заведения он получает звание академика портретной акварельной
живописи. Многие живописцы занимались акварелью. Но достичь таких
высот в акварельном портрете, на которые поднялся П.Ф. Соколов,
удавалось единицам. Его слава портретиста-акварелиста была настолько
велика, что не иметь его портрета в высшем обществе было признаком не
слишком удавшейся жизни. Действительно, талант П.Ф. Соколова
восхищает. «Портрет молодой женщины» (1817), портреты Е.П. Бакуниной,
Е.Т. Разумовской, Е.К. Воронцовой (1826) А.О. Витали (1839), «Портрет
неизвестной в голубой пелерине с горностаем» (1843), полные красоты и
очарования, действительно являются акварельными гимнами русским
женщинам. Нам интересно, близко и необходимо знать все, что связано с
нашими отечественными гениями — А.С. Пушкиным среди первых. Художнику
принадлежит одно из лучших изображений «солнца русской поэзии». Потому
прикоснемся к тонкому и возвышенному мастерству (пусть представленному в
репродукциях) нашего замечательного художника.
Соколов Петр (1791—1848) - Портрет Анны и Екатерины Васильчиковых в маскарадных костюмах. 1830-е
Соколов Петр (1791—1848) - Портрет В.А. Жуковского 1820-е
Соколов Петр (1791—1848) - Портрет И.Г. Полетики
Соколов Петр (1791—1848) - Портрет С.А. Урусовой. 1827
Соколов Иван (1823-1918) - Сбор вишни в помещичьем саду. 1858
Соколов Иван (1823-1918) - Ночь на Ивана-Купалу.
Соколов Петр (1753—1791) - Венера и Адонис. 1782
Менее
десяти лет потребовалось бывшему крепостному мальчику княгини Е.
Голицыной, чтобы блестяще окончить Академию художеств (1763—1772).
Поступив в нее сразу же после получения вольной, Петр Соколов с большой
золотой медалью заканчивает ее и в качестве пенсионера отбывает в Италию
доучиваться мастерству исторического живописца. В Россию начинают
поступать грандиозные картины юного дарования, выполненные по
классическим канонам и изображающие красивые тела мифологических богов и
героев. Среди них особенно покорили петербургскую публику Меркурий и
Аргус (1776) и Дедал привязывает крылья Икару (1777). По возвращении в
Петербург (1779) П.И. Соколов принимается за картину Венера и Адонис,
которую заканчивает в 1782 году и которая приносит художнику настоящую
славу. Наверное, персонажи картин живописца статичны, но можно ли
требовать от художников XVIII века экспрессии века ХХ. Академик
(1782), адъюнкт-профессор (1785), член Совета Академии художеств (1788)
Петр Иванович Соколов с 1780 года преподавал в Академии художеств
историческую (читай — мифологическую) живопись. Ему было что передать
своим ученикам. Путь П.И. Соколова от крепостного мальчика до академика
живописи оказался весьма цельным и счастливым, но далеко не типичным для
многих редких талантов, рожденных в неволе.
Соколов Петр (1753—1791) - Дедал привязывает крылья Икару. 1777