Замечательная подборка полотен разных жанров. Много картин, доселе неизвестных большому кругу любителей.
Иван Шишкин (1832-1898) - Лес вечером. 1869. Всего 57 картин
Иван Шишкин (1832-1898) - Дубки. 1886
Иван Шишкин (1832-1898) - Лесные дали. 1884
Иван Шишкин (1832-1898) - Полдень. В окрестностях Москвы. 1869
Иван Шишкин (1832-1898) - Рожь. 1878
Иван Шишкин (1832-1898) - Кама близ Елабуги. 1895
Иван Шишкин (1832-1898) - Болото. Полесье. 1890
Иван Шишкин (1832-1898) - Ручей в березовом лесу. 1883
Иван Шишкин (1832-1898) - Первый снег. 1875
Иван Шишкин (1832-1898) - Пасека в лесу. 1876
Иван Шишкин (1832-1898) - Дубовая роща. 1887
Иван Шишкин (1832-1898) - Хвойный лес. Солнечный день. 1895
Иван Шишкин (1832-1898) - Опушка леса. 1879
Иван Шишкин (1832-1898) - Среди долины ровныя… 1883
Иван Шишкин (1832-1898) - Около дачи. 1894
Иван Шишкин (1832-1898) - Утро в сосновом лесу. 1889
Иван Шишкин (1832-1898) - Ручей в лесу.
Иван Шишкин (1832-1898) - Корабельная роща. 1898
Иван Шишкин (1832-1898) - За грибами. 1870
Иван Шишкин (1832-1898) - Пейзаж Полесья. 1884
Иван Шишкин (1832 - 1898) - Дождь в дубовом лесу. 1891
Иван Шишкин (1832-1898) - Зима. 1890
_____________________________________
Карл Штейбен (1788-1856) - На Голгофе. 1841 В
одной из своих статей главный популяризатор русского искусства XIX века
В.В. Стасов среди прочих, некогда известных, но к последней трети XIX
века изрядно подзабытых художников, относил и Карла Штейбена, который в
детстве со своим отцом, вюртембергским офицером, переехал в Россию. В
Петербурге юный Карл посещал Академию художеств, где получил солидные
основы живописного мастерства. Одно время он являлся пажом при
императорском дворе, и потому при помощи высоких покровителей ему
удалось отправиться в Париж, постепенно становившийся центром
европейской живописи. Во Франции К. Штейбен работал в мастерских Давида,
Лефевра и Жерара. Во Франции и России он стал широко известен после
того, как на парижском Салоне (1812) выставил свое полотно «Петр
Великий в бурю на Ладожском озере». Впоследствии, много работая, К.
Штейбен писал картины на сюжеты из античной, средневековой и русской
истории. Его полотна отличались романтическим драматизмом изображаемого,
были хорошо скомпонованы и нарисованы, отличались эффектным наложением
красок. За высокое мастерство и большой вклад в развивающуюся дружбу
Франции и России художник был удостоен французским правительством звания
барона. В 1843 году Карл Штейбен получил в Петербурге заказ на
выполнение ряда образов для Исаакиевского собора, над которыми он
работал до 1854 года. И это было признанием большого мастерства
художника.
Шаньков Михаил (1962) - Остановка. 1994
Шаньков Михаил (1962) - Засадный полк. 1991
___________________________
Иван Фирсов (1730 - 1784) - Юный живописец. 1765
Не
все имена русских живописцев, особенно начала становления
отечественного изобразительного искусства, дошли до нашего времени.
Ивану Ивановичу Фирсову, художнику середины XVIII века, в какой-то мере
повезло. Его авторство единственной дошедшей до нас картины было
окончательно подтверждено лишь в начале ХХ века. Способность к
рисованию у И. Фирсова была наследственной — его дед и отец живописали,
работали резчиками по дереву и были золотых дел мастерами. Имеющий
навыки в художественном ремесле Иван Фирсов-младший был отправлен из
Москвы в Петербург для выполнения работ по украшению города и
императорских дворцов. Его талант был отмечен, и по личному указанию
Екатерины II он в 1765 году отбывает в Париж, где совершенствует свое
мастерство в Королевской академии живописи и скульптуры. Видимо,
наиболее созвучным художником для И. Фирсова оказался Шарден — ведущий
мастер жанровых сцен во Франции XVIII века. Выполненная в шарденовском
стиле картина И. Фирсова ни в коем случае не умаляет мастерство
художника. В ней чрезвычайно все уравновешено и все, даже предметы, что
называется, при деле. Полотно И. Фирсова, подобно той единственной
ласточке, которая весны не делает, не положило начало бытовой живописи в
России — время еще не пришло. По возвращении в 1768 году в Россию
работал декоратором по оформлению оперных спектаклей. Сведения об этом
времени крайне скудны, о последних годах жизни И.И. Фирсова отсутствуют
вовсе. Но картина-то его замечательна.
Степан Щукин (1762 - 1828) - Портрет Александра I. Начало 1800-х.
Малюткой
отданный в московский Воспитательный дом (существовали даже в XVIII
веке такие учреждения прежде всего для солдатских детей), будущий
портретист Степан Степанович Щукин через некоторое время обнаружил
склонность к рисованию. Успехи воспитанника заметили, и он был переведен
в петербургскую Академию художеств (как мало мы знаем о жизни в
Российской империи — существовала, оказывается, эффективно действующая
система по воспитанию талантливых детей из нижних слоев общества). В
Академии молодой Степан Щукин под руководством самого Д.Г. Левицкого
постигает портретную живопись (1776—1782). После окончания высшего
художественного заведения с большой золотой медалью художник едет
шлифовать свое мастерство в Париж в качестве пенсионера Академии. По
возвращении в Петербург (1786) С. Щукин уже в 1788 году становится
руководителем портретного класса Академии, хотя только в 1797 году за
«Портрет Павла I» удостаивается звания академика. Видимо, знакомство с
венценосной особой способствовало тому, что в 1802 году художника
избирают в Совет Академии художеств. Впрочем, успехи С.С. Щукина на
преподавательском поприще внушительны, а потому его избрание выглядит
вполне заслуженным и без ссылок на указанное знакомство. Не
прекращает живописец и практической деятельности. Помимо портретов он
занимается миниатюрой (одно время возглавляет в Академии класс
миниатюрной живописи) и принимает участие в написании образов для
Казанского собора в Петербурге. Его деятельность «пользы отечества для»
заметна и в последующие годы. Его ученики (а среди них такие, как А.
Варнек, В. Тропинин, Ф. Солнцев) несли в себе нечто полученное от своего
учителя С.С. Щукина.
Степан Щукин (1762 - 1828) - Портрет императора Павла I.
Степан Щукин (1762 - 1828) - Портрет Павла I.
Степан Щукин (1762 - 1828) - Портрет архитектора Адриана Дмитриевича Захаров
Екатерина Чихачова (1788-1812) - Детская
Женщина-живописец
в первой половине XIX века, конечно, была редчайшим исключением в среде
отечественных художников (впрочем, вряд ли можно утверждать иное в
отношении западноевропейского искусства). Одиночные примеры успешной
деятельности женщин-художниц вызывали естественное желание у немногих
представительниц прекрасного пола, склонных к изобразительству,
следовать их примеру. Для российских женщин из зажиточных семей толчком к
желанию овладеть мастерством живописца могло послужить пребывание в
России в 1795—1801 годах известной французской художницы Э.Л.
Виже-Лебрен, ее успех в высшем обществе. Со временем при Петербургской
рисовальной школе было создано женское отделение для вольноприходящих
учениц, хотя многие могли брать уроки и в частных студиях. Как
приобщалась к живописи Екатерина Васильевна Чихачова, неизвестно.
Известно другое: она являлась дочерью А.Л. Черкасова, который в
1840—1850-х годах был губернатором Пскова. Видимо, у художницы были и
другие картины, подобные воспроизводимой здесь «Детской», ибо за
семейные портреты в комнатах «художницу-помещицу Чихачову» называли
среди последователей А.Г. Венецианова. Интересно, что младшая сестра
В.А. Чихачовой Ариадна вышла замуж за служившего при их отце чиновника
особых поручений А.А. Блока. Их внуком был известный русский поэт
Александр Блок.
Евграф Чемесов (1737-1765) - Автопортрет. 1765
Талантливый
гравер, достигший в своем творчестве уровня лучших образцов европейских
мастеров этого вида изобразительного искусства, Евграф Петрович Чемесов
родился в небогатой семье и в шестнадцать лет по традициям того времени
был определен на военную службу. С рисунками молодого поручика
лейб-гвардейского Семеновского полка случайно познакомился попечитель
Московского университета (основан в 1755), основатель и первый президент
Академии художеств (основана в 1757), близкий к императрице Елизавете
Петровне государственный деятель граф И.И. Шувалов. Он убедил Е.
Чемесова оставить армию и поступить в Академию. В освоении мастерства Е.
Чемесов добивается столь быстрых и больших успехов, что его учитель
известный немецкий гравер Г.Ф. Шмидт выскажется в духе: «Этот мальчик,
подлинный гений в гравюре, делает мне честь» (помните «Победителю
ученику от побежденного учителя» — В. Жуковский юному А. Пушкину). К
сожалению, жизнь большого таланта окончилась до обидного рано. Он
заболел чахоткой. Все усилия И.И. Шувалова спасти художника окончились
безрезультатно. Представленный «Автопортрет» Евграфа Чемезова — едва
ли не единственная его работа маслом. Печать высокой одухотворенности и
большого драматизма несет в себе несомненный шедевр находившегося в
начале творческого пути отечественного художника.
Вигилиус Эриксен (в России 1757-1772) - Портрет Екатерины II перед зеркалом.
Семен
Щедрин (1745-1804) - Вид на Каменноостровский дворец и плашкоутный мост
через Большую Невку со стороны Строгановской набережной
Имя
Семена Федоровича Щедрина напрочь связано с «детскими» годами русской
пейзажной живописи. Именно он был едва ли не первым живописцем, который,
усвоив основные положения этого жанра изобразительного искусства эпохи
классицизма, перенес их на свои полотна с видами красивейших пригородов
Петербурга. Нет в его полотнах ни той мощи, ни лиричности, которые
выдвинули русскую пейзажную живопись второй половины XIX века на
передовое место мирового искусства. Да этого от С.Ф. Щедрина и не
требовалось. Важно, что, достойно проучившись в Академии художеств
(1759—1767) и пройдя стажировку во Франции и Италии, своему отечеству
явился не только создатель красивых, ладно скроенных, чрезвычайно
популярных русских пейзажей, но и замечательный учитель пейзажного
класса Академии художеств, передавший не одному поколению учеников свою
любовь к ландшафтной живописи. Сын солдата лейб-гвардии Преображенского
полка благодаря своим таланту и усердию был в 1779 году удостоен звания
академика, в 1785 — адъюнкт-ректора Академии художеств
Семен Щедрин (1745-1804) - Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова. 1796
Вигилиус Эриксен (в России 1757-1772) - Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. 1772
Иван Эггинк (1787-1867) - Портрет баснописца И.А. Крылова. 1834
В
соответствии с уставом Академии художеств, действовавшим в начале XIX
века, в пенсионерскую поездку за границу имел право выпускник Академии,
получивший за выполнение академической программы большую золотую медаль и
звание классного художника первой степени. Родившийся в осевшей в
Петербурге немецкой семье и получивший впоследствии русские фамилию, имя
и отчество, Иван Егорович Эггинк не получал большой золотой медали, да и
академистом не был. Он лишь в течение короткого времени (1813—1814)
посещал рисовальные классы Академии. Однако талант к портретной живописи
имел большой, и, что еще более важно, успехи молодого Эггинка заметили
при императорском дворе, поэтому в 1822 году с высочайшего соизволения
он был отправлен пенсионером его величества за границу. По возвращении
за ряд работ И. Эггинк был признан «назначенным» в академики. До
почетного звания академика оставался один шаг. Его живописец-портретист
сделал в 1833 году, когда Академия художеств присвоила ему звание
неклассного художника. Все формальности были соблюдены — в 1834 году
И.Е. Эггинка за «Портрет баснописца И.А. Крылова» произвели в академики.
Все справедливо — таланта и мастерства для этого звания у И.Е. Эггинка
хватало.
Иван Эггинк (1787-1867) - Портрет П.А. Зубова. XIX век
Иван Эггинк (1787-1867) - Великий князь Владимир избирает религию. 1822
Андрей Шильдер (1861 - 1919) - Ручей в лесу. 1906
Андрей Шильдер (1861 - 1919) - Овраг. 1915
Андрей Шильдер (1861-1919) - Дача в Финляндии.
Андрей Шильдер (1861 - 1919) - Пчельник. 1894
Андрей Шильдер (1861-1919) - Березовый лес. 1908
Сильвестр Щедрин (1791-1830) - Большая гавань на острове Капри. 1828
Популярность
русского художника в Риме и, особенно, в Неаполе была столь велика, что
он делал по иным своим картинам до десятка авторских копий — даже
избалованные итальянцы хотели стать обладателями его холстов. Да и были
на то причины, ибо Сильвестр Феодосиевич Щедрин достиг высот пейзажной
живописи того времени. Этому в большой степени способствовала и внешняя
манера письма художника: в отличие от большинства современных ему
мастеров он много писал на натуре. Родился Сильвестр Щедрин в семье
известного скульптора екатерининских времен. Его дядя — Семен Щедрин —
был известный живописец-пейзажист и преподаватель ландшафтного класса
Академии художеств. Юный Сильвестр Щедрин прекрасно прошел курс Академии
художеств (1800—1811), которую окончил с большой золотой медалью и
правом пенсионерской поездки в Италию. Правда, выехать в этот солнечный
край он смог лишь в 1818 году. До отъезда молодой художник пишет виды
Петербурга и его окрестностей, принесшие ему известность. Настоящая же
слава пришла к нему все же в Италии. Его пенсионерство кончилось в 1823
году, но на родину Сильвестр Щедрин так и не выехал. Причин тому
несколько, и, возможно, главная из них — тяжелая болезнь, которая
требовала возрастающего лечения и пребывания в теплых краях. Умер
живописец в неполные сорок лет, оставив после себя замечательные
полотна. Лишь меньшая часть его художественного наследия была
переправлена в Россию, где его произведения радуют многочисленных
почитателей замечательного русского пейзажиста.
Сильвестр Щедрин (1791-1830) - Лунная ночь в Неаполе. 1828
Карл Людвиг Христинек (1732 - 1792) - Портрет С.И. Мордвинова. 1771
Большой
популярностью в светских кругах Петербурга пользовался во второй
половине XVIII века российский портретист немецкого происхождения Карл
Людвиг Христинек. Юному Карлу, рано потерявшему переехавшего в Россию
отца, оказало содействие в развитии его наклонностей к изобразительству,
как сказали бы в наше время, немецкое землячество. Его наставником был
художник Л.К. Пфанцельт, по приглашению работавший реставратором и
смотрителем картин Эрмитажа. Заговорили о Христинеке в начале 1760-х
годов, когда он проявил себя при создании мозаики Полтавская баталия,
которую изготовляли в мастерской самого М.В. Ломоносова. К этому же
времени относятся и первые портретные работы мастера. Написанные в
соответствии с существующими канонами (слегка преувеличенное
благообразие, гладкая живопись, уравновешенность исполнения,
подчеркивание выигрышных элементов одежды) портреты быстро завоевали
известность петербургской знати. Однако при всех достоинствах
живописи К. Христинека, его работы не были вершинами русского портрета
того времени, зримо и незримо уступая в живости, душевности, образности
шедеврам И. Аргунова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, С.
Щукина.
Карл Людвиг Христинек (1732 - 1792) - Девочки. 1772
Карл Людвиг Христинек (1732 - 1792) - Портрет князя Г.Г. Орлова. 1768
Карл Людвиг Христинек (1732 - 1792) - Женский портрет
Михаил Шибанов (вторая половина XVIII века) - Празднество свадебного договора. 1777
Сведения
о жизни и творчестве Михаила Шибанова чрезвычайно скудны. Неизвестны ни
его происхождение, ни год рождения, ни образование. Известно, что
работал художник по частным заказам в Петербурге и Москве. Видимо, его
приметил и забрал с собой в новые российские земли всесильный граф
Потемкин, ибо были обнаружены документы, в которых Михаил Шибанов
прозывается «живописцем его светлости». Доподлинно известно, что
художник выполнял образа и писал иконостасы для церквей южных городов
России. Известны и три картины М. Шибанова второй половины XVIII века. Прежде
всего речь идет о двух полотнах художника, на которых он изобразил две
сцены из жизни крестьян: Крестьянский обед (1774) и Празднество
свадебного договора (1777). Картины не только несут явные художественные
достоинства, но и уникальны для своего времени по тематике
изображаемого — в XVIII веке в отечественном изобразительном искусстве
крестьян просто не писали. Наконец, третье полотно Портрет Екатерины
II в дорожном костюме (1787) замечательно тем, что изображает стареющую
императрицу во время ее путешествия в Таврический край. По преданию
царствующая особа была написана в Киеве. Портрет М. Шибанова стал столь
популярен, что один из его вариантов, написанный художником, был
отправлен в Лондон в качестве подарка английской королевской семье (и
хранится в ее коллекции по настоящее время). Последнее свидетельство
о жизни М. Шибанова относится к 1789 году: художник обращается в
канцелярию Екатерины II с просьбой о назначении ему жалования. Об ответе
или действиях императорской администрации история молчит — быть может, и
назначили.
Михаил Шибанов (вторая половина XVIII века) - Крестьянский обед. 1774
Михаил Шибанов (вторая половина XVIII века) - Портрет графа А.М. Дмитриева-Мамонова. 1787
Михаил Шибанов (вторая половина XVIII века) - Портрет Екатерины II в дорожном костюме. 1787
Василий Шебуев (1777 - 1855) - Видение пророка Иезекииля. 1836 Красивый,
романтично настроенный молодой человек смотрит на нас с картины
«Гадание». Таким увидел себя Василий Кузьмич Шебуев, славные жизнь и
творчество которого оставили заметный след в русской живописи. Поступив в
пятилетнем возрасте в Воспитательное училище при Академии художеств
(1782), он в 1797 году оканчивает саму Академию с малой золотой медалью,
чином классного художника, помощником преподавателя натурального класса
и пенсионером. В.К. Шебуев пишет картины на мифологические,
религиозные и исторические сюжеты, участвует в монументальных росписях
церквей и соборов и писании образов для них. Его преподавательская
деятельность (а среди его учеников будущие светила русской живописи —
П.В. Басин, Ф.А. Бруни, К.П. Брюллов, А.А. Иванов) приносит ему
прижизненную славу и официальное признание. В 1812 году ему присваивают
звание профессора, с 1832 он придворный живописец, в этом же году его
назначают ректором живописи и скульптуры Академии художеств, в 1842 году
он становится заслуженным ректором. Его творчество современники ставили
выше творчества авторитетного в Европе Пуссена. К написанию же
портретов и автопортретов В.К. Шебуев возвращался неоднократно. Они
также свидетели большого мастерства нашего соотечественника.
Василий Шебуев (1777-1855) - Гадание. Автопортрет. 1805
Василий Шебуев (1777 - 1855) - Симеон Богоприимец. 1847