Цвет бедности, скуки и тоски, городской тесноты,
гнилого тумана. В древности и средневековье он совершенно не ценился.
Его считали цветом рубища бедняков, цветом несчастья и посредственности.
Серо-голубой цвет у древних римлян символизировал зависть. На древнем
Востоке посыпали голову пеплом в знак скорби.
В древней русской литературе и фольклоре серый и
сизый — эпитеты хищных животных или птиц («серый волк», «сизый орел»);
на эти цвета как бы переходит антипатия, питаемая людьми к этим
животным. Серый цвет был отличительным признаком одежды бедного
крестьянина (сермяга).
В произведениях Н. В. Гоголя серый цвет сопровождает
всё посредственное, неопределенное, опустившееся. Серого много вокруг
Манилова и в жилище Плюшкина (толстый слой пыли и старый хлам). Серый
цвет приобрела ряса дьяка Фомы Григорьевича, некогда черная (Ряса у
дьяка Фомы Григорьевича была цвету застуженного картофельного киселя).
В поэзии С. Есенина серым окрашены мотивы тоски, увядания, усталости.
- «Не больна мне ничья измена,
- И не радует легкость побед —
- Тех волос золотое сено
- Превращается в серый цвет».
Городской пейзаж в поэзии А. Блока изобилует серыми
пятнами: оловянные кровли, серо-каменное тело, дымно-сизый туман,
пыльно-серая мгла…этот безнадежно-трагический колорит душит и угнетает
человека.
- «Встала улица, серым полна,
- Заткалась паутинною пряжей…»
В. Кандинский также оценивает серое скорее
негативно: «Серое…состоит из бездвижного сопротивления с одной стороны и
из бессопротивленной неподвижности (подобно в бесконечность уходящей
стене бесконечной толщины и бездонной, беспредельной пропасти». «Серое
есть безутешная неподвижность. И чем оно становится темнее, тем больше
вырастает перевес безутешного и выступает удушающее». («О духовном в
искусстве»)
Позитивные значения серого
В эпоху позднего Возрождения серый приобретает
ценность. Он становится цветом изящества, элегантности, благородства.
Флорентийские дворяне носят серый бархат и парчу, испанские принцессы и
голландские знатные дамы щеголяют в сером атласе, на полотнах Сальвиати
все краски как бы выцвели и стали более или менее серыми, у Эль Греко
оттенки серого заняли почти всё поле картины, создавая оправу для
«драгоценных камней» — хроматических цветов. В ХVIII веке серый
становится элегантнейшим цветом. Пудреные парики, мужское и женское
платье, гобелены, обивка мебели, стенные обои и шпалеры — везде можно
видеть множество оттенков серого — перламутровые, жемчужные, «цвет
голубиной шейки» и т.д. В ХIХ и ХХ веках серый был принят как самый
«практичный» в одежде, самый спокойный в интерьере. Была оценена красота
серой шерсти, мехов, древесины. Серый стал цветом элегантности, знаком
хорошего тона, высокого вкуса. Появилось выражение «благородный мышиный
цвет».
|