1. Это цвет растительности; отсюда все его
позитивные значения: произрастание, весеннее возрождение природы,
надежда (на урожай) , молодость. Цвет райского сада (Эдема), оазиса в
пустыне, мусульманского рая.
«Зеленый цвет ласкает в полдень тенью,
Дарует он покой душе и зренью.
И травы зелены, и тьма в лесах,
Зеленый свет колеблется в глазах.
Зеленый цвет-наряд любого сада,
И для жасмина стебель — как награда» (Амир Хосров Дехлеви)
В Японии зеленый — символ весенних
сельскохозяйственных обрядов (Майский плющ — ложе для участников
весенних оргий); в Европе это знак земной любви и надежды: «Зеленым
облеки себя, сиречь одеждою влюбленных», — пишет Сицилийский Герольд,
автор книги о цвете . Странствующий рыцарь, исповедующий культ
прекрасной дамы, должен одеваться в зеленое. — «А с наступлением мая не
хочется видеть никаких иных цветов, кроме зеленого», — заключает
Герольд. (цит. по кн. Й. Хейзинга «Осень средневековья»).
2. Сакральные символы: в
Китае — весна, дерево, Юпитер, Зеленый дракон; на Ближнем
Востоке — Осирис, Таммуз, (Боги-злаки), в Греции — Деметра, Персефона
(богини плодородия); в Индии — будды из рода Кармы, а также кармический
тип человека. В христианстве — символ земной жизни Христа и святых. В
иудаизме — знаки двух колен Израилевых.
Один из первых христианских храмов (и самый
замечательный) — храм св. Софии в Константинополе — построен на столбах
из зеленого мрамора, которые были вывезены византийскими строителями из
храма Дианы в Эфесе.
И всем векам — пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов. (О. Мандельштам)
3. Язык общения между людьми: в
древнем Риме зеленый цвет в мужской одежде обозначал изнеженность и
противоестественные склонности; в новейшее время в Европе — иронию,
буффонаду, буржуазность (как осуждаемое свойство).
Г. С. Кнабе приводит примеры семантики зеленого в
древнем Риме (в книге «Древний Рим — история и повседневность», 1986):
«В доме Трималхиона, где нелепо и противоестественно всё, гостей
встречает привратник в зеленой тунике. Некий Босс, жуликоватый и наглый
знакомец Марциала, являлся в театр «в платье цвета травы». Причины
такого восприятия очевидны. Зеленый…был «женским» цветом, и
использование его в мужской одежде было признаком женственности,
изнеженности, намеком на противоестественную порочность. Существовало
выражение «зеленоватые (то есть изнеженные, извращенные) нравы».
Русский кубо-футурист Алексей Крученых намеренно эпатирует публику своим внешним видом:
У меня изумрудно-неприличен каждый кусок
Костюм: покроя шокинг.
Во рту — раскаленная млеем облатка.
Стальной шалится Эрот
Мой флаг — зараженная тряпка
В глазах — никакого порядка!
…Я в зеркале не отражаюсь!
Из записных книжек А. П. Чехова: Когда я разбогатею,
то открою себе гарем, в котором у меня будут голые толстые женщины с
ягодицами, расписанными зеленой краской. (Соч. т. ХII, М. 1949 г.)
В. Кандинский о зеленом: «…зеленое в царстве красок
есть то же, что в царстве людей — буржуазия: это есть бездвижный, собою
вполне довольный, со всех сторон ограниченный элемент. Оно подобно
жирной, здоровенной, бездвижно лежащей корове, способной лишь к жеванию и
пережевыванию и глядящей на мир глупыми, тупыми глазами». («О духовном в
искусстве»)
4. Магическое воздействие. Лучше
всего магическое действие зеленого цвета проявляется в изумруде.
Академик А. Е. Ферсман пишет об этом в книге «Рассказы о самоцветах»:
«Трудно найти другой самоцвет, который в древности ценился бы больше,
чем изумруд — «камень сияния» греков. …Сочный зеленый цвет изумруда
глубоко ценился как выражение жизни, молодости и чистоты. Ему
приписывали обладание таинственной силой исцелять недуги и даровать
счастье».
Поэтами всех стран мира воспет этот камень. Цвет
изумруда, по словам индийских сказаний, «подражает цвету шеи молодого
попугая, молодой травки, водяной тины, железа и рисункам пера из хвоста
павлина». «Змури», — называли этот камень грузины, веря, что в нем, как в
зеркале, отражаются все тайны настоящего и будущего.
Римский ученый Плиний писал, что «этот камень
природы превыше всех благ земных, что его краса прекраснее благоухания
весеннего цветка и что не должно быть дозволено прикоснуться к
девственным чертам резцу художника».
Французский поэт Реми Белло воспевает зеленый камень берилл:
Зеленый — лучше всех, коль он похож при этом
на горный изумруд своим глубоким цветом.
С индийских берегов его привозят к нам,
зеленый и златой. Испорченным глазам
и печени больной —нет ничего полезней;
Одышку, тошноту, сердечные болезни
излечивает он — а также он один
хранитель брачных уз для женщин и мужчин.
Он прогоняет лень, он возвращает друга,
пред ним надменный враг робеет от испуга…
5. Негативные символы: тление,
разложение, демонизм, отвращение, злоба, зависть, тоска, безумие, ужас
гибели. Эти значения происходят от цвета плесени, гниющих органических
веществ, злобных мифологических животных (змеев, драконов), таинственных
обитателей лесов (леший, Зеленой царь), глаз хищных ночных животных и
птиц, горьких ядовитых трав, а также некоторых отделяемых человека,
свидетельствующих о болезни. Общеизвестны выражения «тоска зеленая»,
позеленел от злобы (или от зависти), зеленый змий (пьянство). Дьяволица у
Бодлера — «суккуб зеленолицый», у Ф. Г. Лорки: «зелен яд заката, но я
выпью зелье»; «Осокорь мой, осокорь… Ты безумцем был зеленым, птиц качал
под небосклоном…» Описание утопленницы из стихотворения
«Сомнамбулический романс»: «С зеленого дна бассейна качаясь, она
глядела — Серебряный иней взгляда и зелень волос и тела…»
Зеленый цвет в окраске тела человека (волос, глаз и
пр.), конечно, эпатирует, так как здесь он неестествен. Ш. Бодлер
рассказывает о Делакруа: «Однажды он пришел в гости, предварительно
выкрасив собственные волосы в зеленый цвет, рассчитывая произвести этим
большой эффект. — Что же в этом особенного, мой друг, — сказал
хозяин, — они у всех людей зеленые».
С. Эйзенштейн пишет о символике зеленого: Цвет возрождения души и мудрости, он одновременно означал моральное падение и безумие.
Шведский теософ Сведенборг описывает глаза безумцев,
томящихся в аду, зелеными. Один из витражей Шартрского собора
представляет искушение Христа; на нем сатана имеет зеленую кожу и
громадные зеленые глаза… Глаз в символике означает интеллект. Человек
может направить его на добро или на зло. И сатана, и Минерва — и
безумие, и мудрость — оба изображались с зелеными глазами…
Как пишет А. Перрюшо, французский художник Тулуз-Лотрек «видел во всех оттенках зеленого нечто демоническое».
В индийской поэтике зеленый означает отвращение. Об этом можно прочитать в рассказе Д. Сэлинджера «И эти губы и глаза зеленые».
В современной русской литературе фантастического
жанра заметна тенденция к негативной семантизации зеленого цвета. В
рассказах В. Пелевина, например, зеленым окрашены ворота в потусторонний
«Цех № 1», где происходит гибель миров, в том числе Земли. В рассказах
фигурируют также чудовище «Зеленый Хидр» — злой оборотень, зеленое
кресло директора завода, в котором директор превращается в скелет; у
рассказчика, психически больного, дома имеется зеленое кресло и
зеленовато-желтая штора.
В заключение этого краткого рассказа о зеленом хочется сказать о нем самое лучшее словами из Корана (сура 55).
46. А тому, кто боится сана Господа своего, — два сада
48. обладающие ветвями
62. и помимо двух — еще два сада,
64. темно-зеленые
66. в них — два источника, бьющие водой
68. в них плоды, и пальмы, и гранаты
70. в них — добротные, прекрасные, —
72. черноокие, скрытые в шатрах, —
76. опираясь на зеленые подушки и прекрасные ковры…