Цвет богатства, царственности, высшей красоты. Он был едва ли не самым почетным и прекрасным в греко-римской античности. У Гомера этот цвет носят герои и боги.
«В мантию был шерстяную, пурпурного цвета, двойную, он облачен» (Одиссея, ХIХ, 225). Герои в «Илиаде» носят блистающий пурпуром пояс. Многократно повторяются стихи: «Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос»; «Страшно вкруг киля его зашумели пурпурные волны…»
У римского поэта Вергилия пурпур еще в большем почете, чем у Гомера:
«Ткани разубраны здесь искусством и пурпуром гордым…»
«Пурпурным также котурном завязывать ноги» (Энеида, 1, 635, 335).
James Abbott McNeill Whistler Purple and Rose
В древнем Риме пурпурную одежду имели право носить только императоры. Сенаторам разрешалось иметь только полосы или каймы этого цвета на одежде (обычно белой).
В Византии пурпур — это императорский цвет. Василевс подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне, носил пурпурные сапоги. «Трерий Вселенский Собор (Эфес, 431 г.) постановил в знак наивысшего почитания Марии и Анны изображать их в пурпурных одеждах» (Бычков В. В. Византийская эстетика, 1977, с.103) «…пурпур объединял вечное, небесное, трансцендентное (синее, голубое) с земным (красное). Соединяя в себе противоположности, пурпурный цвет приобрел в культуре антиномического мышления особую значимость.» (Бычков В. В., там же)
Багряница Христа была символом Его мученичества и поругания, а на императорском пурпуре был след кровавой жестокости царского произвола — таковы негативные символы этого роскошного цвета.
Все оттенки пурпурного цвета любимы в народном искусстве славян. Очень много малинового и багряного в поэзии С. Есенина:
«Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Выходи встречать к околице, красотка, жениха…»
«Полыхают зори, курятся туманы
Над резным окошком занавес багряный…»
Можно вспомнить народные выражения «малиновый звон», «не жизнь, а малина». В фольклоре этим цветом окрашено всё отрадное, прекрасное, раздольное.